Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Математика, счет

"Единица в математике царица?"
24.10.2018, 13:25
Юленкова Ирина Игоревна
воспитатель Муниципальное автомное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 "Ласточка" г. Балаково Саратовская область
Общероссийский конкурс для педагогов «Лучшая авторская публикация»

Познавательно – исследовательская
деятельность детей, родителей
и воспитателя подготовительной
к школе группе № 1 на тему:
«Единица – в математике царица?»

Подготовила:
Юленкова Ирина Игоревна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 2
г. Балаково Саратовской области

2018г.

Познавательно – исследовательская
деятельность детей, родителей
и воспитателя подготовительной
к школе группе № 1 на тему:
«Единица – в математике царица?»
Подготовила: Юленкова Ирина Игоревна,
воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Ласточка»
г. Балаково Саратовской области
e-mail: ira.yulenkova@yandex.ru

Введение

В общеобразовательной программе «От рождения до школы в разделе «ФЭМП» чётко определена основная задача познавательно – исследовательской деятельности: организовывать эту деятельность для осмысления знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, для умения пользоваться ими в повседневной жизни.
Для этого воспитатель выдвигает познавательную задачу перед детьми: детям нужно ответить на вопрос «Единица - в математике Царица?»

Цель: познавательно – исследовательской деятельности: найти ответы на поставленный вопрос самостоятельно и с помощью взрослых, через специально предполагаемый алгоритм действий, обнаруживая несоответствие результата и цели, корректируя их.
Решаем цель через следующие задачи.
1. Сбор информации о значении единицы в математике: через интернет ресурсы, анализ методических пособий по ФЭМП, детской литературы, малых жанров русского фольклора.
2. Учить детей анализировать с воспитателем собранный материал, определять соответствие с поставленной целью.
3. Учить обнаруживать несоответствие результата и цели, корректировать их совместными усилиями детей и воспитателя.
4. Учить самостоятельно составлять доказательный материал в своей познавательно – исследовательской деятельности и в моменты корректировки собранного доказательного материала, что «Единица – в математике Царица».

Основная часть.
Алгоритм действий для доказательства вопроса, что единица в математике царица.
№ п/п Содержание алгоритма действий Ответственные за реализацию Длитель-ность решения
1. Великие ученые, детские писатели и поэты пишут о единице. родители (интернет) 1 неделя месяца
2. Анализ домашней библиотеки детьми совместно со взрослыми: поиск рассказов, стихов, малых жанров русского фольклора, где упоминается число 1. дети совместно со взрослыми 1 неделя месяца
3. Экскурсия в городскую библиотеку с той же целью. дети с родителями 2 неделя месяца
4. Подбор игр, упражнений, задач – шуток, заданий и т.п. математического содержания, связанного с числом 1. воспитатель 2 неделя месяца
5. Сортируем и отбираем принесенный детьми материал на соответствие доказательства предложенной теме, внесение корректировки. дети с воспитателем 3 неделя
6. Апробирование отдельных заданий, подобранных воспитателем. Их анализ на соответствие теме. дети с воспитателем 3 неделя
7. Придумываем своё методическое пособие для занятий по ФЭМП, раннее не используемое в работе данной группы с составом числа из 1. дети с воспитателем 4 неделя

Заключительная.
Организованная совместная познавательно – исследовательская деятельность способствовала развитию познавательного интереса к числам и цифрам и к ФЭМП в целом.
Появилась познавательная мотивация – «проснулась» детская любознательность, творческая активность, развивалось воображение и познавательные действия. Чего стоит только предложенное детьми упражнение «Дорисуй единицу!» Дети собственноручно сделали карточки при помощи шаблонов цифр на состав числа из 1.
Хочется отметить, что в процессе познавательно – исследовательской деятельности развивались психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

Дети наблюдали, сравнивали, анализировали, устанавливали простейшие связи между числами, делали обобщения. Например: «Все числа, кроме «0» состоят из 1». Предложено детьми.

1

0 1 2

1 1
3

1 1 1
4

1 1 1 1 5

1 1 1 1 1
Успешность проведенной познавательно – исследовательской деятельности показывает следующая статистика.

№ 1 Собрали пословиц, крылатых слов 42

№ 2
№ 3 Найдены про единицу
- рассказов (Г. Браиловская «Одна земляничка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Вомена «Магия чисел» Г. Скребицкий «Первый снег», «Первые листья)
- стихов (С.Маршака, В. Балдина, А. Лайко, Г. Сангир и т.д.)
4

14
№ 4

№ 5 Считалки, скороговорки, загадки, шарады, книга В.В. Волина «Праздник числа»,
задачки – шутки (Михайлова) («Если курица стоит на 1 ножке и весит 2 кг, сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги?» и т.д.) 25

7
№ 6 Дидактические игры («Математический цветок», «Весы» и т.д.)

4

№ 7 Логические упражнения З.А.Михайловой (Упражнение «Какая одна лишняя?» стр.28; «Какой одной фигуры не хватает?» стр.45 и т.д.)
9
№ 8 Подобрано упражнений, заданий воспитателем:
«Домик с цифрами» «Построй цифры по порядку и наоборот»
«Найди каждой цифре новое место»


19


№ 9 Воспитателем проанализировано 8 методических пособий по ФЭМП

8
№ 10 Воспитателем сделано панно «Лесенка» на каждого ребенка
1
29

№ 11 Придумано детьми задания «Дорисуй единицу».
2
ИТОГО: 174
Но самое главное заключается в том, что дети на практике убедились в правдивости высказывания Пифагора о том, что «Единица всем цифрам царица», с помощью комплекса разнообразных методов и приемов как наглядно – практических так и игровых, словесных.
Особенно активны были дети в игровых ситуациях с элементами соревнования. Им нравилось быть самостоятельными, учились действовать сообща, выслушивать товарищей, вносить свои предложения. Познавательно – исследовательская деятельность сплотила детей группы, улучшила взаимопонимание со взрослыми. Таким образом: цель выполнена – дети нашли ответ на поставленный перед ними познавательный вопрос: «Единица - в математике царица?» Действовали по алгоритму воспитателя, находили несоответствия или сомневались в результате при сравнении с целью. Проявляли самостоятельность и инициативу.

Всё это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания и позволит обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Список используемой литературы:

1. «Учимся считать», Я.Ф. Чекмарев, М., «ЭКСМО», 2004г.;
2. «Праздник числа», В.Волина, М., Знание, 1993г.;
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014г.;
4. «Малые жанры русского фольклора», М., Высшая школа, 1986г.;
5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова, М., Просвещение, 1985г.;
6. «Изучаем математику»1ч., 2ч. (Рабочая тетрадь И.Т. Бурдина) ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014г.;
7. «Упражнение для развития творческого мышления» 1ч., 2ч. ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014г.;
8. «Развиваем математические способности» Е. Бортникова, ООО «Литур-К», Екатеринбург, 2016г.
Категория: Математика, счет | Добавил: Oks@n@64
Просмотров: 37 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: