Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Интегрированный урок "Чарующая перспектива"
15.11.2018, 11:32
Лобакова Елена Алексеевна
преподаватель МАУ ДО "ДШИ им. А.А.Алябьева" город Тобольск
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«ЧАРУЮЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
«ДШИ им. А.А.АЛЯБЬЕВА» Города Тобольска
ЛОБАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Цель:
Расширить знания о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Задачи:
- познакомить с различными видами перспективы и их использованием в изобразительном искусстве;
- развивать творческие способности обучающихся.
Оборудование: презентация, простой карандаш, резинка, бумага формата А4

Функции мероприятия: обучающие и развивающие

Участники: обучающиеся 6-7 классов

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Беседа

Девочки и мальчики! Сегодня на интегрированном уроке мы с вами поговорим о перспективе. Вы можете удивиться: «Что здесь такого? Мы постоянно на занятиях говорим и используем понятие перспектива».
Да, это верно. Но слово «перспектива» содержит в себе массу интересного. Не случайно наш урок называется «Чарующая перспектива»
- Что такое перспектива?
Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:
- изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
- изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
- воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.
Этими приемами мы пользуемся сейчас при изображении предметов и объектов окружающей среды. Но так было не всегда. Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений. Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно. С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.
Давайте рассмотрим некоторые виды перспективы.

1). Прямая линейная перспектива. Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления. Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.
Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.
В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D- играх.
Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.
Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.
Панорамная перспектива - это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.
При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.
Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».
Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

2). Аксонометрическая перспектива. Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.
Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:
- изометрическая — все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
- диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
- триметрическая — искажение разное по всем трём осям;
- фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений.
Аксонометрическая перспектива применяется в чертежах, в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.

3). Обратная перспектива. Противоположность линейной перспективе — предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства.
При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

4). Воздушная (тональная) перспектива. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

5).Сферическая перспектива. Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают.

6).Перцептивная перспектива. Её название происходит от латинского слова perceptio — восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:
- ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
- дальний план — в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
- и лишь средний план виден почти неискаженно, в аксонометрии.

Понятие появилось относительно недавно. Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.
Величайшим художником, который мастерски использовал в своих работах различные виды перспектив является Мауриц Эшер. Впервые в работе «Балкон», где Эшер впервые применяет эффект лупы, с помощью которого можно разглядеть цветок на балконе на отдаленном расстоянии. В работе «Относительность», вдохновленная трудами Эйнштейна присутствуют различные углы зрения. Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три объекта прорезают друг друга под прямым углом и каждый населен людьми.
В литографии «Вверх и вниз» одна и та же картина представлена дважды, но рассматриваем ее с двух разных точек. Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше, нижняя- то, что он увидит стоя на земле, т.е. на площадке выложенной плитками. Подняв голову наверх, он увидит тот же самый плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в тоже время служит полом верхней сцены. Вверху плиточный потолок повторяется, на этот раз как настоящий потолок. Эшер все чаще обращается к теме так называемых «невозможных пространств». Его привлекают зрительные парадоксы. Обитатели соседних маленьких миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам как будто в одном направлении, тем не менее один движется вверх, а другой вниз. Контакт между ними невозможен, т.к. они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга.
Фигура невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенорузом , мы можем наблюдать в картине «Водопад». Здесь два невозможных треугольника соединены в невозможную фигуру, создается впечатление, что вода снизу поднимается наверх, по типу вечного двигателя, а разноэтажные башенки смотрятся почти вровень.
Максимальный эффект бесконечности достигла в работе «Выставка гравюр». Самая непостижимая, самая загадочная из его картин, явилась воплощением тайны, она многими считается шедевром….
Зная теоретическую основу видов перспективы, их недостатки и преимущества, вы можете добиться наибольшей эффектности графической работы, систематически выстраивая её объём. Именно, зная выразительность обратной перспективы, художники – мультипликаторы используя для создания мультфильмов про Винни Пуха и Карлсона.
Сегодня я предлагаю вам использовать обратную перспективу для создания для выполнения рисунка натюрморта. В дальнейшем мы сможем использовать рисунок как эскиз к композиции на тему «Декоративный натюрморт».

III. Самостоятельная работа обучающихся:

Ребята на листе бумаги формата А4 с помощью простого карандаша создают эскизы натюрморта используя знания об обратной перспективе.

IV. Подведение итогов:

Посмотрите, на ваши рисунки. Вы хорошо справились с заданием. У многих из вас получились хорошие эскизы для декоративной композиции. В дальнейшем их можно использовать для композиции.

V. Источники информации:

http://popel-studio.com/blog/article/perspektiva-v-grafike.html
http://babyps.livejournal.com/406486.html
http://extremal-mechanics.org/archives/10193
http://alisha-96.livejournal.com/163223.html
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: builova
Просмотров: 26 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: