Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Организация подгрупповой ННОД в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР «Слава воинам России»
04.12.2018, 17:34
Платонова Ирина Юрьевна
учитель-логопед МКДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида"
Автор конспекта ННОД: Платонова Ирина Юрьевна

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Цель: систематизация знаний детей об армии, защитниках отечества, родах войск.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: проходит в кабинете логопеда, зеркала, мольберт, магнитная доска, резиновый мяч среднего размера.

Планируемый результат: умеют объяснять свое решение, задавать вопросы; проявляют интерес к заданиям; употребляет в речи словарь по теме: «День Победы – 9 мая» (Номинативный словарь: армия, Родина, танкист, пограничник, десантник, летчик, моряк; предикативный словарь: защищать, охранять, беречь, служить; атрибутивный словарь: трудный, опасный, государственный, осторожный, нужный).

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, совершенствовать навык рассматривать картину, формировать целостное представление об отображении на ней, формировать грамматический строй речи (образовывать существительные множественного числа), совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что), умение согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского и женского рода.
Коррекционно-развивающие: Развивать диалогическую речь, речевой слух, речевое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движением, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать у детей любви к Родине, желание защищать её; воспитывать уважение к ветеранам нашей Родины.

Форма работы: подгрупповая

Оборудование и материал: письмо, посылка, 5 конвертов с заданиями, загадка о военной технике, картинки с изображением различных видов войск.

Ход занятия

I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
[Создать эмоционально-положительный настрой и стимулировать готовность к совместной деятельности.]

Логопед. – Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями громко, а они ответят нам тихо, а затем мы поздороваемся тихо, а они ответят нам громко. Молодцы! Помним, мы должны быть внимательны к своей речи и правильно проговаривать все звуки.

А занятие мы начнём с пальчиковой гимнастики «Здравствуй родина моя».
[Совершенствовать ко¬ординацию речи с движением. Развивать тонкую моторику].

Здравствуй, Солнце золотое
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. На последнюю строку делают замочек несколько раз.

Логопед: Мы все живем с вами в огромной стране. А как она называется?
Дети: Россия.
Логопед: Правильно, Россия – это наша родина, наше отечество. Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 9 мая?
Дети: День Победы.
Логопед: Верно!

Логопед привлекает внимание детей к доске с изображением сюжетной картинки.
[Совершенствовать навык рассматривать картину, формировать целостное представление об отображении на ней.]
В эти майские дни каждый желает быть причастным к великому празднику: ветераны надевают парадные мундиры и ордена, а мы прикалываем георгиевские ленты, как символ Победы.
Георгиевская лента- это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали жизнь.

Логопед: Ой, ребята, я совсем забыла вам рассказать. Сегодня в детский сад приходил почтальон и передал письмо.
У логопеда в руках треугольный конверт.
Логопед: Письмо необычное. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?
Ответы детей: Это письмо треугольной формы, без марки.
Логопед: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.
Хотите узнать, что в нем? Откроем? (открывает вместе с детьми конверт). Кто сможет прочитать, что здесь написано? (обращается к детям)
Логопед: Тогда давайте я прочитаю, если вы не возражаете. (читает письмо)
Мы взяли в плен всех ваших защитников отечества. Если хотите их освободить, вам необходимо выполнить наши задания.
Подпись: враги РОДИНЫ.

Логопед: Что же делать? Похищены все защитники нашей страны! Ребята, а кого мы называем Защитниками Отечества? (ответы детей)
Логопед: Ребята, а как выдумаете, что может произойти с женщинами, детьми, если у нашей страны не будет армии? (ответы детей)
Логопед: Правильно, ребята, без военных наша страна в опасности. Надо солдат из плена выручать? Справимся со всеми заданиями?
Дети: Да!
Логопед: Прежде чем выполнять задания, нужно проверить и подготовить войска.
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях.

Общая артикуляционная гимнастика. [Развивать артикуляционную моторику]

«Увидели в дали врага – нахмурились; свои россияне - улыбнулись» 5-6 раз.

«Танк». Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука [т]: т-т-т… (медленно едет танк)

«Стрельба». Четко произносить чередование звуков [д].

«Конница». Поскакали лошади и остановились.

«Гудит пароход». Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук [л].

Речевое дыхание.
«Самолёт» бумажный самолёт на ладони сдуваем воздушной струёй.

Логопед: Молодцы!

II. Основная часть. (Содержательный, деятельный этап)

Логопед приглашает детей за стол к мольберту. На мольберте в ряд стоят картинки с цифрами от одного до пяти, а под ними карточки с родами войск.

Логопед. И так первое задание.

«Какая техника нужна была для освобождения Родины?»
1. Упражнение с мячом « Один – много». [Формировать грамматический строй речи (образовывать существительные множественного числа).]
Кому попадёт мяч, тот должен сказать много чего ?
Вертолёт – вертолётов.
Самолёт -….
Ракета - ...
Машина - …
Корабль - …
Пушка - …
Танк - …
Логопед. Вы справились с этим заданием.
Логопед переворачивает карточку под № 1 на мольберте.
Логопед: Какого солдата мы освободили из плена?
Дети: Танкиста.
Логопед: А войска называются?
Дети: Танковые.
Логопед: Правильно! Переходим ко второму заданию.

2. Задание второе (достает загадки).
«Отгадайте загадку о военной технике ». [Развивать мышление.]

Логопед.
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)

Молодцы, отгадали, а теперь самое трудное в этом задании.
Выложим корабль из счетных палочек по моему образцу

Логопед: И с этим заданием мы справились! Просит перевернуть карточку под № 2.
Логопед: Какого солдата мы освободили из плена?
Дети: Моряка.
Логопед: Название войск?
Дети: Военно-морской флот.

Логопед: Я вижу, вы засиделись, давайте разомнемся.

Координация речи с движением

Физминутка «Моя армия». [ Развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением].
(Звучит песня «Моя армия». Музыка Э.Ханкок, стихи И.Резник. Исполняет группа «Непоседы»).
Стройные ряды под небом чистым –
Это наши славные полки. Марширование на месте
С вами я, танкисты и артиллеристы,
Летчики, стрелки и моряки. Бег на месте
Моя Армия сильная, сильная,
Моя Армия смелая, смелая, Повороты влево – вправо
Моя Армия гордая, гордая,
Эта песня об Армии моей. Наклоны вправо - влево
Наша Армия самая сильная,
Наша Армия самая смелая, Поднятие рук вперед, опускание вниз
Наша Армия самая гордая!
И святая защитница детей! Поднятие рук вверх, опускание на плечи

3. Третье задание. Игра «Четвёртый лишний?» [Развивать зрительное восприятие, мышление. Совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что) ] .
Логопед выставляет на магнитную доску картинки с изображениями капитана, летчика и пограничника, добавляет картинку с изображением продавца магазина игрушек.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки и опреде¬лите, кто здесь лишний и почему.
1-й ребенок. Лишний продавец, потому что он не военный человек. А капитан, танкист и пограничник - военные.
Логопед аналогично выставляет на доску еще комплекты картинок.
Автомат, гранат, пистолет, пушка.
Самолет, вертолет, велосипед, ракета
Бронетранспортер, танк, автомобиль, ракетная установка
Фляжка, бинокль, гранаты, теннисные ракетки.
Фуражка, бескозырка, шлем пилота, детская шапка.
Выслушивает ответы детей.

Логопед: Молодцы! переворачивает карточку под № 3.
Логопед: Какого солдата мы освободили из плена?
Дети: Летчика.
Логопед: Ребята, а кто из вас знает, как называются эти войска? (предположения детей).
Логопед: Сокращенно ВВС, что означает Военно-воздушные силы. Повторите!
Дети: Военно-воздушные силы.
Логопед: А мы переходим к четвертому заданию.

4. Четвертое задание. Игра «Один, три, пять» [Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского и женского рода].
Одна медаль, три___ пять ___
Один солдат, три___пять ___
Логопед переворачивает карточку под № 4.
Логопед: Какого солдата мы освободили из плена?
Дети: Десантника.
Логопед: Название войск?
Дети: Воздушно-десантные войска.
(Если затрудняются ответить, логопед помогает).

5. Пятое задание. Игра: «Будь внимателен». [Развивать речевой слух,]
Логопед: Ребята, наши враги хотят узнать, знаете ли вы, какими качествами должен обладать настоящий боец? (ответы детей).
Задание такое: если вы услышите слова, которые подходят характеру солдата, то вы подпрыгиваете и делаете хлопок над головой. А если такими качествами солдат не должен обладать, то приседаете.
(Логопед читает: сильный, храбрый, ленивый, смелый, трусливый, отзывчивый, мужественный, умный, благородный, невнимательный, честный, глупый, отважный.)

После выполнения задания логопед просит перевернуть карточку под № 5.
Логопед: Какого солдата мы освободили из плена?
Дети: Пограничника.
Логопед: А как называются войска.
Дети: Пограничные войска.

Заключительная часть (рефлексивный этап)
[Стимулировать желание самостоятельно строить речевое высказывание в ситуации общения.]
Логопед:
- Какие молодцы, справились со всеми заданиями врага (показывает на доску) и всех из плена выручили. Враг побежден!
-Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? (ответы детей)
-Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
- Какие вражеские задания вам показались трудными? (ответы детей)
-Вы сегодня были очень внимательными, старательными, дисциплинированными. Спасибо вам большое!

Сюрпризный момент.

Логопед:
-9 Мая – ПРАЗДНИК День Победы. В праздники принято дарить подарки. Я тоже приготовила для вас подарки. Хочу подарить вам Георгиевские ленты, которые являются символом этого праздника.
Когда вы пойдёте с мамами и папами на парад, прикрепите их к своим курткам и все люди поймут, что вы тоже чтите память воинов – героев нашей Родины.
Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите к нему и поздравьте с праздником, скажите ему «СПАСИБО» за то, что он защитил нашу страну от врагов.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: irina78
Просмотров: 13 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: