Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Технологическая карта урока «Литературное чтение».В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
[ Скачать с сервера (157.0 Kb) ] 14.12.2018, 13:16
Волчкова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов Филиал МОБУ СОШ с. Покрово-Березовка "ООШ им. Н.М. Клычкова ст. Саловка"
Технологическая карта

Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: Урок рефлексии
Технология построения урока: Технология деятельностного метода
Тема: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (2 урок)
Цель: Создание условий для формирования умений применять, извлеченную детальную информацию из текста, давать характеристику герою, описываемого в литературной сказке, на основе его намерений и поступков.
Основные термины, понятия: Литературная сказка, виды сказок, абзац. Словарь терминов для характеристики поступков и эмоций литературного героя: весело, приподнято, проворно, смело, размеренно, иронически, затаенно, блаженно, любознательно и т.д..

Планируемый результат

Предметные умения:
- уметь внимательно относится к особенностям художественного слова;
- уметь выделять главную мысль произведения;
- уметь видеть текст более полно и ёмко;
- уметь характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- выражать собственное мнение о событиях, фактах, чувствах автора и героев литературного произведения;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная

Ресурсы

Книгопечатная продукция: литературное чтение 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. Л.Ф Климанова и др.] / М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

Технические средства обучения: компьютер; медиапроектор.

Дидактические задачи этапов урока

1.Мотивация к коррекционной деятельности (1–2 мин)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин).
Активизация мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин)
Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 – 3 мин)
Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

5. Реализация построенного проекта (4 – 5 мин).
Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.

6. Обобщение затруднений во внешней речи (2 – 3 мин).
Закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин).
Индивидуальная рефлексия достижения цели.

8. Включение в систему знаний и повторение (5 – 6 мин).
Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин).
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

Технология изучения

Мотивация к коррекционной деятельности.

Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать тайну художественного слова.
Создаёт доброжелательную атмосферу, положительный настрой на работу.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Предметные:
- знать отличительные признаки сказок;
- уметь правильно выразительно читать.

Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять анализ; обобщение;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Речевая разминка. Работа над скороговоркой

Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Найдите имена существительные.
(Дети называют, учитель отмечает слова утка, селезнюха, за реку, песку, носку.)
— Прочитаем, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
— А сейчас прочитайте, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
— Прочитаем быстро (еще: медленно, скороговоркой).
— Герои какого произведения эти животные?
— Как ты определишь жанр «Лягушки путешественницы»? Почему?
— Вспомни, какие виды сказок ты знаешь?
Работа в парах.
— Заполни кластер. 2 варианта (по выбору):
Проверка по эталону на экране.

Обучающиеся выполняют обобщение, анализируют признаки изображенных предметов.

Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность.

— Это сказка, т.к. выдуманная занимательная история.
Обучающиеся выполняют обобщение, анализируют кластеры и заполняют (сказки: волшебные, о животных, социально-бытовые; сказки: народные и литературные)

Локализация индивидуальных затруднений.

Предметные:
- знать содержание текста;
- уметь внимательно относится к художественному слову;
- уметь находить уточнения в тексте.

Метапредметные (УУД):
познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли.

Проверка домашнего задания. Выборочное чтение.
– О каком времени года идет речь в произведении?
– А какая это осень: ранняя? Поздняя? Из чего это видно?

– Нравится ли лягушке погода? Почему ты так думаешь?
– Но какой же фрагмент текста убедительнее всего говорит о том, что нравится лягушке погода?
– Что хочет нам сказать автор, так много описывая, наслаждение лягушки дождем?
– Как относится лягушка к мнению других лягушек?
– Чувство страха или любопытства испытывает лягушка, увидев гостей на болоте? Поясни свой ответ, используя нужные строчки текста.
– Как себя дальше повела лягушка?
– Какие чувства испытывает лягушка во время полета: страха, любопытства, благодарности уткам, гордости за себя? Другие? Можно ли предположить, какое из чувств победит?
(Дети не должны проигнорировать ни одно из заявленных в вопросе чувств и отыскали в тексте подтверждения проявленного каждого из них).

Выборочное чтение. Ответы детей:

– Ранняя, т.к. шел «теплый мелкий дождичек».
– «К счастью вспомнила, что была уже осень», т.е. осень наступила недавно.
– «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода!» и т.д.

Дети зачитывают последний абзац.

– Это была обыкновенная лягушка, без высоких стремлений.
– Лягушка прислушивается к мнению других, «боится, что про нее плохо подумают».
[b]Дети находят нужные строки.[/b]

Дети зачитывают абзац, где лягушка вступила с утками в разговор.
Дети отыскивают в тексте подтверждения проявленного каждого чувства.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?)
- сохранять здоровье.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.

– Чем же вызвана просьба лягушки лететь «не так высоко»?
– Какая черта ее характера начинает проявляться: трусость, любознательность, хвастливость?
– Но разве можно поведение лягушки свести просто к тому, что она хвастливая?
– Разве лягушке не удалось преодолеть свою трусость?
– Можно ее назвать чрезвычайно храброй лягушкой?
– А разве любознательность никак не проявляется в поведении лягушки?
(Важно, чтобы дети не только умели выделять главную идею, но видели текст более полно и ёмко)

Физкультминутка
Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям:
Физкульт-привет!

Выдвижение гипотезы.
– Могло ли быть путешествие лягушки другим? И при каких условиях?
– Похвастаться тем, какая она необыкновенная, «желанием показать себя».
– Хвастливость.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Какова идея произведения? А мне это зачем знать?
Обучающиеся высказывают свои предположения.


Дети ищут строки, подтверждающие, что хвастливость появилась только в результате любознательности.
– «…чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперед, а брюшком назад».

Выполнение движений.
Обучающиеся высказывают предположение.

Реализация построенного проекта

Предметные:
- выдвигать предположения;
- давать характеристику герою;
- сравнивать сюжеты различных произведений.
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:

- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.

– Не вспоминаете ли похожий басенный сюжет, когда персонаж очень падок на лесть, что его и «губит» в конце концов?

– Найдите и прочтите из последнего отрывка те строки, где лягушка рассказывает своим новым друзьям о своем путешествии и о цели своего приезда к ним?
– Дайте оценку рассказу лягушки. Прокомментируйте его. А каков этот рассказ лягушки о своем путешествии: что в нем особенного, какие черты ее характера в нем проявляются?

– Но, с другой стороны, разве лягушка всё сочинила? Разве она не путешествовала на утках? Разве она не умница, которая придумала такой оригинальный способ передвижения? Разве она не храбрая? Разве у неё развито воображение? (Рассказывает так убедительно, будто точно побывала на юге).

Обучающиеся высказывают предположение, что это «Ворона и лисица». Сюжетное сходство состоит даже в том, что ни вороне и ни лягушке нельзя было раскрывать рот.

Дети зачитывают отрывок.

– Лягушке нужны слушатели: ей крайне важно мнение окружающих. Она любит приврать и прихвастнуть: «думала всю жизнь и наконец, изобрела новый, необыкновенный способ», «у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно».
Рассказ о юге от первого лица, как будто она там побывала. Объяснение цели посещения болота также свидетельствует о том, что лягушка врунишка и хвастунишка.

Обобщение затруднений во внешней речи

Предметные:
- уметь по изученным признакам строить предположения;
- уметь читать текст по абзацам.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

– Итак, почему же рассказ лягушки и не мог быть другим, то есть где в текст подтверждение тому, что лягушка врунишка и хвастунишка, с одной стороны, изобретательная и храбрая, с другой, стороны?
(После чтения вслух каждого абзаца, обсуждаем, может ли он быть подтверждением тому, что лягушка врунишка, хвастунишка, изобретательница, храбрая).

Чтение по цепочке.

Ребята снова перечитывают текст с самого начала, чтобы не пропустить ни одной детали.

Обучающиеся обсуждают, может ли абзац быть подтверждением тому, что лягушка врунишка, хвастунишка, изобретательница, храбрая. (Обсуждение типовых затруднений).
Фиксация учебного содержания, в котором были допущены ошибки, во внешней речи и эталона.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

– Из сюжета этой сказки может получиться басня с ее моралью?
(Дети уже готовы к тому, чтобы опознать басенную основу, сравнив эту сказку В. Гаршина с басней И. Крылова «Ворона и лисица»).

– Сформулируй мораль к этому произведению.

(Можно повести воображение ребят в нескольких направлениях).

Варианты:
• хвастливый человек сам себя обедняет;
• скромность может человека дальше увести, чем враньё и хвастовство;
• скромный может больше увидеть на своем веку, чем врун и хвастун;
• ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз;
• хвастливость человека губит и т.д.

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали.
1. Лягушка сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась:
а) теплым солнышком;
б) теплым дождиком;
в) прохладной погодой.
2. От восхищения она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что уже:
а) была осень;
б) была весна;
в) было лето.

– Конечно.
Ребята доказывают своё мнение.

Обучающиеся высказывают свои мнения.

Самостоятельная работа № 2

Самопроверка по образцу.
Фиксация результата (выбери смайлик).
Ситуация успеха.



3. Утки не стали есть лягушку, потому что:
а) были сыты;
б) она была слишком велика;
в) она была далеко от них.
4. Что особенно интересовало лягушку в рассказе о юге?
а) много ли там червяков;
б) много ли там других лягушек;
в) много ли там мошек и комаров.
5. Чтобы хорошо подумать, лягушка спряталась:
а) в песок;
б) в тину;
в) в кусты.
6. Утки должны были лететь:
а) три тысячи верст;
б) две тысячи верст;
в) четыре тысячи верст.
7. Лягушка прицепилась к прутику:
а) ртом;
б) лапками;
в) ртом и лапками.
8. Она отцепилась, потому что:
а) боялась;
б) устала;
в) закричала.
9. Путешественница упала:
а) в грязный пруд;
б) в болото;
в) в реку.

Включение в систему знаний и повторение е

Предметные:
- уметь пользоваться лексикой;
- уметь определять части речи.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;

— Составим синквейн про лягушку:

1) 1слово имя существительное;
2) 2 слова им. прилагательных;
3) 3 слова глагола;
4) сформулируйте главную мысль;
5) 1 слово имя существительное.

Обучающие применяют изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности.

Например:
1) лягушка;
2) степенная, простодушная;
3) соображает, болтает, хвастает;
4) изобретает фантастический способ летать;
5) путешественница.

Рефлексия деятельности на урок

Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять анализ; обобщение;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
Скажи о себе. Я вспомнил…Я повторил… Мне было…Мне понравилось.. Я молодец?!

Домашнее задание (на выбор):
1.Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»;
2.Басню по ранее сформулированной морали.

Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено
Рефлексия коррекционной деятельности (затруднения, цель, шаги достижения результата, степень соответствия цели и результата)
Самооценка деятельности на уроке
Домашнее задание: принятие учебной задачи.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: Katsi87
Просмотров: 50 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: