Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Мастер-классы

Игры со счётными палочками
[ Скачать с сервера (569.6 Kb) ] 10.02.2019, 12:39
Иванова Полина Александровна
воспитатель МАДОУ "Детский сад №88 общеразвивающего вида" г.Сыктывкара
Пояснительная записка
Всем известно, что дети в дошкольном возрасте очень любознательны. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям познать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются счётные палочки.
Традиционно счётные палочки используются как счётный материал. Однако счётные палочки представляют собой многообразные конструктивные возможности. Именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, речи, а также позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение у детей.
Цель мастер-класса: создать условия для передачи педагогического опыта работы по использованию счетных палочек как средства познавательно-речевого развития дошкольников.
Дидактический материал: счётный материал, картотека «Схемы их счётных палочек».
Раздаточный материал: мягкие и твердые счётные палочки; счетный материал (деревянный: мишки, птички, машинки, груши); деревянные цветные кружочки; разрезные картинки); картинки-образцы.
Ожидаемые результаты: у педагогов появится интерес в использовании счётных палочек не только для счёта, но и для развития внимания, воображения, речи, мышления, мелкой моторики рук и других.
Основные методы и приемы: наглядные: картинки-образцы; словесные: упражнения и задачи со счётным материалом.


Ход мастер-класса

Вводная часть. Знакомство с видами счётного материала, актуальность использования счётных палочек для познавательно-речевого развития дошкольников.
Как всем известно, существует достаточно много разнообразного счётного материала. Это обычные счётные палочки, магнитная мозаика, разрезные картинки, геометрические фигуры, деревянный счётный материал и другое.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно они используются для счета. Но задача счетных палочек этим не ограничивается. Счётные палочки помогают развивать самостоятельность;
воображение и творческое мышление; внимание; интерес к исследованиям и познанию; активность; целеустремленность; самостоятельность; способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности; сосредоточенность.

Основная часть. Представление педагогического опыта по использованию счетных палочек в познавательно-речевом развитии дошкольников. В своей работе я использую мягкие счетные палочки (длина – 15 см), так как они безопасные, приятные на ощупь, можно использовать с детьми с 1,5 лет.

Предлагаю следующие игры со счетными палочками.
 Перекладывание палочек из коробки для малышей: один, много, мало; для детей постарше - по одной, по две, три и т.д.
 Сортируем по цвету: только красные, только синие.
 Строим дорожки: широкие-узкие, длинные-короткие.

 Выкладывание предметов из заданного количества палочек. Например, сложить предмет из 3х палочек, из 5 палочек.

 Составление геометрических форм (по образцу, по памяти): квадрат, треугольник, прямоугольник.

 Выкладываем с детьми старшего дошкольного возраста буквы - слова - цифры – примеры, схемы предложений.
 Помочь ребёнку сложить домик или дорогу из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.


 Игра «Рисуем палочками». Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения. Например, сделать аквариум и запустить рыбок. Для детей старшего возраста – после составления сюжетной картинки – предложить составить задачу. Для данной игры можно использовать деревянный счетный материал – груши, кружочки, машинки, птички, рыбки и другие.
 Чем больше палочек — тем интереснее: можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка. Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки.
 Задачки на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
 Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Заключительная часть. Обобщение по представленной теме.
Таким образом, счётные палочки играют большую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника. Функция цветных счётных палочек — это не только обучение счёту. С мягкими счётными палочками начинать занятия можно с 1,5 лет. Регулярно занимаясь с этим материалом, дети смогут:
• оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;
• научиться работе со схемами;
• дифференцировать цвета;
• изучить буквы, цифры;
• познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;
• проявить свой творческий потенциал;
• научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас, грамматически правильно строить предложения.
Рефлексия. Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.

Список используемой литературы

1. Глушакова О.А., Дедова Веселые счетные палочки С.И. Мо¬зырь: Содействие, 2011. — 76 с.
2. Митлина Мария Играем и учимся со счетными палочками, авторская статья [Электронный ресурс] https://www.7ya.ru/article/Igraem-i-uchimsya-so-schetnymi-palochkami/
3. Янушко Е.А. Палочка за палочкой, Изд-во: Эксмо-Пресс, 2013 г.
Категория: Мастер-классы | Добавил: poli1992
Просмотров: 9 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: