Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации)

"Дидактические игры в развитии познавательных способностей дошкольников"
06.05.2019, 01:46
Луцак Наталья Александровна
воспитатель МБДОУ д/с № 50, г.Североморск, Мурманская область
Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

Классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников.
Возраст: Младшая группа.
Задачи: Научить узнавать и называть предметы.
Вариации: Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.

Возраст: Средняя группа.
Задачи: Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь.
Вариации: Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.

Возраст: Старшая группа
Задачи: Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения.
Вариации: Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Роль дидактических игр: воздействует на все стороны личности ребенка; выполняют обучающую функцию, развивают сенсорные способности детей; расширяют и активизирую словарь и речь детей, воспитывают уважение к труду человека и развивают эстетический вкус.

«Каков ребенок в игре. Таков он будет в работе. Когда вырастет»
А. С. Макаренко


Вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами.
Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.





Список использованной литературы:

1. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с.
2. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра. 3-7 лет. ФГОС / Н. В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 36 с.
3. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС / Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
4. Салмина, Н. Г. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 3-4 лет. ФГОС / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова, М.С. Милаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 98 с.
5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.: Сфера, 2015. – 112 с.
Категория: Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации) | Добавил: victory
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: