Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Педагогические проекты

Экологический проект "Перелетные птицы"
[ Скачать с сервера (40.0 Kb) ] 06.02.2019, 01:16
Самойленко Светлана Павловна
учитель-логопед МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа» (дошкольное отделение)
МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольное отделение)

Экологический проект
Тема «Птицы наши друзья»
старшая группа

Руководитель проекта: учитель-логопед
Самойленко С.П.

2017 год

Вид проекта: долгосрочный.
Время реализации: с 01. 03 по 20.05 2017 года.
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно – творческий.
Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема: Низкий уровень экологического воспитания и недостаточные знания детей о перелётных птицах и их значении в природе.
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта дети смогут:
- развить любознательность, творческие способности, познавательную активность;
- получить новые знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц;
- развить связную речь и пополнить словарный запас.
Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания; закрепить представления о внешнем виде, частях тела.

2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Активизировать в речи детей слова - названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
3.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Развивать ролевое взаимодействие.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц в декоративно-прикладном творчестве.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Создание развивающей среды в группе: подбор дидактических материалов; подбор детской и научной литературы, презентаций, мультфильмов, художественных и научных фильмов, аудиозаписей с голосами птиц; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
Разучивание подвижных игр на словесной основе.
Разучивание потешек, закличек о птицах.
Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по теме (подбор наглядно-литературного материала по теме).
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание иллюстраций по теме.
Беседы: «Перелётные птицы», «Жизнь перелётных птиц», «Прилёт птиц», «Как нам птицы помогают?».
Составление альбома «Перелётные птицы» (с наглядным изображением, с описанием внешнего вида, особенностей строения, среды обитания).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Составление рассказа по картине «Грачи прилетели».
Составление описательных рассказов и загадок по графическому плану.
Составление рассказов из личного опыта «Моя любимая птица», «Как мы с папой скворечник строили?»
Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.
Чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц, работа с загадками.
Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В.Бианки «Кто чем поёт?», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», Т.Белозеров «Птичья весна», Н.Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка», «Скворчонок», К.Ушинский «Ласточка», Д.Н.Мамин - Сибиряк «Серая шейка», В.Степанов «Что это за птица?», А.Плещеев «Сельская песенка», Г.Снегирёв «Птицы наших лесов», Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», И.Соколов-Микитов «Над болотом».
Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Назови перелётных птиц», «Чей птенец?», «Отгадай, чей домик?», «Что есть у птицы?», «Чем питаются птицы?», «Что сначала, что потом?».
Игры с разрезными картинками по теме.
Пальчиковые игры: «Нашей ласточке», «Мы построили скворечню», «Птенцы в гнёздышке сидят», «Ласточка», «Птички», «С юга птицы домой возвращаются».
Речь с движением: «Птичка песенку поёт», «Хочу быть птичкой», «Гусёнок пропал», «Скворушка прощается».
Словесные игры: «Цепочка слов», «Четвёртый лишний», «Считай и называй», «Какая птица улетела?», «Чья стая?», «Отгадай слово?», «Составь слово», «Подскажи словечко».
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов».
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Сюжетно – ролевые игры: «Интервью» на тему «Перелётные птицы», «Выставка птиц», «Орнитологи».
Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование: «Грачи прилетели», «Серая шейка», «Лебеди на озере», «Скворушка».
Лепка: «Грачи», «Ласточка».
Аппликация: «Скворечник», «Птицы на дереве» (коллективная работа), «Гуси прилетели».
Конструирование: «Грач», «Лебедь» (оригами из бумаги), «Домики для птиц» с помощью палочек Киюзинера, ниток на бархатной бумаге, резинок на математическом планшете, природного материала.
Прослушивание музыкальных произведений: «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Кукушечка» Е.Тиличеевой, слова Долинова.
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц нашего леса».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов», «Стайка». Хороводная игра «Скворцы и кошка». Дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?», «Птицы поют». Общеукрепляющие упражнения «Птички». Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Перелётные птицы».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Оформление индивидуальных страничек детей с информацией об одной перелетной птице и создание общего альбома «Перелётные птицы».
Изготовление скворечников.
Коллективное мероприятие с родителями «Праздник для птиц» (развешивание скворечников на территории детского сада и в лесу).
Изготовление костюмов и масок для итогового мероприятия «Птицы – наши друзья».
Пополнение литературно-иллюстративного материала по теме «Перелётные птицы».
3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Презентация альбома «Перелётные птицы», с комментариями детей «Что я узнал интересного о птицах?».
Выставка рисунков, поделок детей и родителей.
Итоговое мероприятие «Птицы – наши друзья» по проекту «Перелётные птицы»
Выводы: В ходе реализации проекта у детей расширились знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц. Увеличился словарный запас по данной теме. Пополнилась картотека игр, фильмов, литературных произведений, картинок о птицах. Укрепились дружеские взаимоотношения детей и взрослых в ходе совместной деятельности. У детей появилось искреннее желание беречь природу и помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно.
3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.
4. Кузнецова «Развитие речи детей 5-6 лет»
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
6. Михеева И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда.
7. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
8. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?
9. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.
10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.

МКОУ «Синявинская средняя общеобразовательная школа»
(дошкольное отделение)

Итоговое мероприятие по экологическому проекту
«Птицы – наши друзья!».

старшая группа

Выполнили и провели воспитатели, учитель – логопед:
Ганиева Н.Н., Цветкова И.А, Самойленко С.П.

2017 год

Итоговое мероприятие по экологическому проекту
«Птицы – наши друзья!».
Цель: Воспитывать желание беречь природу, закреплять знания детей о разнообразном мире птиц.
Задачи:
- Развивать у дошкольников воображение, мыслительную деятельность, кругозор, память, речь, формировать опыт самопознания ребёнка.
- Создавать условия для формирования социально-личностных качеств дошкольников через включение их в различные виды деятельности
- Развивать интерес к сезонным изменениям в окружающем мире.
- Помогать ребёнку поверить в свои силы, научить быть успешным в деятельности, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.
Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ:
Наша планета земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.
Весело птица поёт, песнею день начинает.
(Песня «Веснянка»)
ВЕДУЩИЙ:
Мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа. Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.
Пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды. Надо беречь и привечать наших весёлых певцов.
Ведь птиц в природе становиться всё меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от города и заводов, растёт загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растёт и число птиц в «Красной книге», а ведь птицы должны жить не в книге, а в природе.
Итак, начнём мы все сейчас наш удивительный рассказ о наших пернатых друзьях.

1-й РЕБЁНОК: Мы встали ночью
Из окна смотрели в сад
Ну, когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
2-й РЕБЁНОК: Ну, когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
ВЕДУЩИЙ:
Давайте же позовём перелётных птиц закличкой!

ЗАКЛИЧКА: Птицы перелётные, прилетите к нам
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам!
С солнышком, дождиком.
Зелёным листочком.
И ярким цветочком.

ВЕДУЩИЙ:
Слышу, слышу, птицы летят! (Звучит аудиозапись «Пение птиц»). А вот и скворушка, а вот и грач …
Танец «Птицы».
ПТИЦЫ:
Здравствуйте, друзья!

ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте! Расскажите, птички, где вы побывали? Расскажите, птички, что вы повидали?

СКВОРЕЦ:
В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нет.

ВЕДУЩИЙ:
Хорошо ли вы жили далеко от дома?

СКВОРЕЦ: Мы скучали по деревне,
По журчащему ручью.
По скворечне, по деревьям,
По соседу – воробью.

ВЕДУЩИЙ:
Послушайте, ребята, какие трудности пришлось преодолеть перелётным птицам, чтобы порадовать нас своим пением.

1-я ПТИЦА: Летели мы через моря, летели через горы.
И всё мечтали: скоро, ах очень скоро будет луг,
И скоро будет речка.
«Лети, лети скорей, дружок», - стучало мне сердечко.
А холод силы забирал, и солнце словно печка.
«Лети, лети скорей дружок», - стучало мне сердечко.

2-я ПТИЦА: И вот награда – дома мы, друзья ждут у порога.
И даже домиков для нас готово много – много.
Мы быстро домик обживём и вмиг уют там наведём.
Мы будем очень вас любить и песней звонкою будить.

РЕБЁНОК: Все мы рады вам, друзья!
Будьте с нами вы всегда!
Вы бы с нами поиграли,
Мы вас очень – очень ждали!

(Игра «Скворушки»)

Скворушки, скворушки – чёрные пёрышки.
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей!
Домики, домики, мы готовим домики.
Для скворцов построим дом,
Чтобы птицы жили в нём.
В домике – скворечнике скворушки сидят.
Из окна скворечника скворушки глядят.
А в углу, а в углу хитрый кот сидит.
Притворился наш кот, будто сладко спит.

ЛЕСОВИЧОК:
Что за шум? Вы что, крылатые, расчирикались? Даже подремать не дали.

ВЕДУЩИЙ:
Не ворчи, Лесовичок. Не сердись на птиц. Ребята для них сегодня праздник устроили.

ЛЕСОВИЧОК: Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.
Не ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону, ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, не воробья, не обидел в жизни я.
Я живу в лесу рядом с птицами и знаю о них почти всё.
А что вы знаете о своих пернатых друзьях?

ВЕДУЩИЙ:
Мы знаем много загадок, пословиц и стихов.

Вот пословицы:
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим клювом сыта.
Птицы наши друзья, обижать их нельзя.
Соловей берёт пением, а человек умением.
Кукушка кукует, по дому горюет.

ВЕДУЩИЙ:
Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете какую? (радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Давайте посмотри, какие птицы прилетели к нам. (показ слайдов)

1-й РЕБЁНОК: В зелени ветвей зелёных,
Поёт песни соловей.
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной!

2-й РЕБЁНОК: Эту птицу всякий знает,
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день. (Скворец)

3-й РЕБЁНОК: Трясогузка, трясогузочка!
Полосатенькая блузочка,
По земле шагает,
Хвостиком махает.

4-й РЕБЁНОК: На лесной опушке
«Ку-ку» – поёт кукушка.
Эта птица никогда,
Для птенцов не вьёт гнезда.
Она уж точно знает,
Года наши считает!

5-й РЕБЁНОК: Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле – домик твой.
В ясном небе – песня.

6-й РЕБЁНОК: Я ласточка.
Под крышей я леплю гнездо.
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.

7-й РЕБЁНОК: Я грач чёрный проворный.
Кричу: «Крак!» Всем червякам враг.
Всех перелётных птиц черней,
Чищу пашню от червей.

8-й РЕБЁНОК: Платье на мне золотое,
Солнце его подарило.
Я его за подарок
Песенкой благодарила.
-Фьють – фьють – фьють!
В путь, в путь, в пусть! (Иволга)

9-й РЕБЁНОК: Дрозд я дрозд,
В крапинку хвост.
Носик – остренький.
Бочок – пёстренький,
Перья тонкие.
Песни звонкие.

10-й РЕБЁНОК: Есть птицы красивые очень на свете.
Название лебедь имеют они.
Когда по воде они ровно плывут,
Собой украшают и реку, и пруд.

ЛЕСОВИЧОК:
Да, ребята, вы много знаете о перелётных птицах. Но у меня есть ещё друзья – зимующие птицы. Им зимой было нелегко. Вы о них заботились?

РЕБЁНОК: Мы овсом и ячменём
Кормили птичек за окном.
К нам обедать по привычке
Перелетали две синички.
Пара сизых голубей
И знакомый воробей.
А за ним его семья:
И соседи, и друзья.
Не страшны им холода,
Ведь в кормушке есть еда!

ЛЕСОВИЧОК:
Каких зимующих птиц вы знаете?

Отгадайте мои загадки.

Плотник с острым долотом,
Строит дом с одним окном. (Дятел)

Грудка ярче, чем заря.
У кого? (У снегиря)

Что за птица в лютый мороз выводит птенцов? (Клёст)

Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Угадай. Какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень – тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)

Угадайте, что за птица скачет по дорожке.
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает «Чик – чирик!» (Воробей)
(ЛЕСОВИЧОК хвалит детей за правильные ответы)

ЛЕСОВИЧОК:
Вы слышите? Где-то в лесу шумят мальчишки. Улетайте скорее птицы!

(Птицы, кроме одной, улетают. Оставшуюся птицу мальчишки ловят сетью.

Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».)

ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдёшь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.

ПТИЧКА: Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.

ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Нет, не пустим, птичка нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
ПТИЧКА: Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки собираю.

ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Там замёрзнешь ты зимой
Где – ни будь на ветке,
А у нас то в золотой
Будешь жить ты в клетке.

ПТИЧКА: О! Не бойтесь, в тёплый край улечу зимою,
А в неволе – светлый рай, будет мне тюрьмою.

ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Птичка, птичка, как любить мы тебя бы стали.
Не позволили б грустить, все б тебя ласкали.

ПТИЧКА: Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я на веки глазки.

ПТИЦЕЛОВЫ: (вместе) Правда, правда, птичка! Ты не снесёшь неволи.
Ну, так Бог с тобой, лети, живи на воле!
(Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает).

ЛЕСОВИЧОК:
Вот, молодцы, мальчишки.

ВЕДУЩИЙ:
Снова к Маю прилетели соловьи из – за морей.
На земле от звонких трелей сразу стало веселей.
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Сколько звуков, сколько пенья в этот тёплый день весенний.
Вторя песням соловья, здесь споём и ты, и я.
(Песня «Золотило солнышко лес»)

ВЕДУЩИЙ:
Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Земля несравненная! Чудо природы!
Её населяют зверьё и народы.
Жизнь на земле беззащитна, хрупка,
Плохо её защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться её не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»

(Песня «Вместе весело шагать!» дети под музыку уходят из зала).
Категория: Педагогические проекты | Добавил: Svetlana_Samojlenko
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: