Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Логопеду |
Песочная терапия как средство речевого развития речи дошкольников
24.10.2018, 11:24 | |
Колесникова Елена Владимировна учитель-логопед МБДОУ детский сад "Росинка" | |
Песочная терапия как средство речевого развития речи дошкольников. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д.Ушинский. Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе такой метод как песочная терапия. В настоящее время, значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. К тому же игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что помогает наладить тесный контакт с детьми. Для того, чтобы определить направление своей работы, изучив литературу, я провела мониторинг по области «Коммуникация». Результаты показали, что у большей части детей существуют проблемы в речевом развитии. Именно поэтому моя тема по самообразованию звучит так: «Песочная терапия как средство речевого развития речи дошкольников». Ожидаемый результат. • развитие свободного общения со взрослыми и детьми; • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; • практическое овладение воспитанниками нормами речи. Чтобы пополнить свои знания по теме, прежде всего я изучила литературу по песочной терапии: Рабочая программа по логопсихокоррекции детских нарушений «Песочная терапия или терапия песком» Е.Н. Моторкина, В.М. Токарь; «Песочная терапия в развитии дошкольников» О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова; Н.А. Сакович «Технология игры в песок»; Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста»; Большебратская Э.Э. «Песочная терапия»; Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Практикум по креативной терапии», а также я использовала интернет ресурсы. Цель моей работы: Способствовать развитию речи дошкольников посредством песочной терапии. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме и отобрать нужную информацию. 2. Создать развивающую среду по использованию песочной терапии (центр песочной терапии): подборку различных предметов для игр в песке, предметные и сюжетные картинки по теме. 3. Разработать картотеку игр с использованием песка, конспекты НОД, консультации для родителей и педагогов. 4. Привлечь родителей к работе по развитию речи посредством песочной терапии и познакомить их с методикой. Применяя данную систему работы я предполагала: 1. Развить у детей речевую активность, коммуникативные качества. 2. Сформировать умение вести беседу. 3. Пополнить словарный запас детей. 4. Научить детей формулировать свои мысли, высказывать мнения. В своей работе с детьми я применяла следующие методы и приёмы: 1. Наглядный (использование наглядно-дидактического опыта, ИКТ) 2. Игровой (игры-опыты, игры с песком) 3. Словесный (беседы, чтение художественной литературы) 4. Практический (игры с песком) Основным условием для решения задач является организация предметноразвивающей среды. Для этого я создала в группе центр песочной терапии. При оборудовании центра песочной терапии мною были учтены следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; наполняемость; доступность расположения. Основным оборудованием являются песочница и дополнительные объекты, с которыми можно играть в песке: объекты природного мира (ракушки, шишки, камешки, веточки); лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); различные здания и постройки; прочие материалы. Игры в центре песочной терапии проводятся в утреннее, вечернее время как в самостоятельной, так и в совместной деятельности взрослого с ребёнком. Начиная работу в младшей группе, в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Наряду с традиционными пальчиковыми играми и упражнениями я регулярно использовала игры с песком. Детям предлагалось рисовать на лотке песком, я насыпала песок тонким слоем на лоток и дети начинали рисовать. Также я использовала такой приём как рисование при помощи трафарета: на лоток ложится пластиковый трафарет, дети аккуратно посыпают его песком, а когда трафарет убирают, остаётся изображение чего – либо. С целью развития умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов я использовала игру «Норки для ежат». Здесь дети работали с влажным песком. Подводя итоги работы в младшей группе можно отметить то, что дети без особого труда включались в активную речевую деятельность, отвечали на несложные вопросы воспитателя, могли рассказать об увиденном в 2-4 предложениях, без труда воспринимали сказки, рассказы и потешки без наглядного сопровождения. В средней группе работа по речевому развитию была продолжена, но она естественно усложнилась по сравнению с прошедшим учебным годом. Нужно было придумать что-то такое, что было бы интересно детям и в то же время ставило перед ними новые задачи. На данном этапе я использовала такой приём как «проживание сказки». Дети выстраивали сказку на песке с помощью миниатюрных фигурок. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняли, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставила детей на место героя сказки, спрашивала о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляла детей, подсказывала им. При “проживании” сказок в словарь ребенка входили уже новые слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.). Также использовала такую игру как “Найди названный предмет”, целью которой было закрепить умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы труда), научить, по описанным признакам находить предмет, закрепить умение называть предметы обобщенным словом, учить связно, излагать свои мысли. Подводя итоги работы за прошедший год, диагностический срез показал заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, усложнилась структура предложений, увеличился словарный запас детей, дети могли без особых затруднений назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное строили связные высказывания грамматически правильно. Главным направлением в работе по развитию речи старшего дошкольного возраста являются – развитие связной речи, речевого творчества и выразительности речи. В этом возрасте важно, чтобы на занятиях ребенок занимал позицию активного творца, созидателя. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Поэтому я часто играю с детьми в путешествия и походы: поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверей, стать ожившими деревьями, повстречаться с лесными жителями и т.д. В работе по звукопроизношению использую игру «Что или кто лишний?». Дети находили в песке различные предметы, в названии которых есть один и тот же звук, и один, в названии которого нет такого звука, и определяли, что или кто лишний и почему. Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это и проведение семинара-практикума по использованию песочной терапии в развитии речи, совместные развлечения и викторины, были разработаны консультации для родителей: «Что такое песочная терапия?», «Использование игр с песком в домашних условиях» и другие. Также давались различные задания по придумыванию рассказов и историй на заданную тему, по придумыванию своих игр с песком. Не менее интересным был конкурс на лучшую фотографию «Мы с мамой играем в песочнице». Подводя итог своей работы за эти три года можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей. В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования.. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне. | |
Просмотров: 955 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |