Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Математика, счет |
"Единица в математике царица?"
24.10.2018, 13:25 | |
Юленкова Ирина Игоревна воспитатель Муниципальное автомное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 "Ласточка" г. Балаково Саратовская область | |
Познавательно – исследовательская деятельность детей, родителей и воспитателя подготовительной к школе группе № 1 на тему: «Единица – в математике царица?» Подготовила: Юленкова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ детский сад № 2 г. Балаково Саратовской области 2018г. Познавательно – исследовательская деятельность детей, родителей и воспитателя подготовительной к школе группе № 1 на тему: «Единица – в математике царица?» Подготовила: Юленкова Ирина Игоревна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Ласточка» г. Балаково Саратовской области e-mail: ira.yulenkova@yandex.ru Введение В общеобразовательной программе «От рождения до школы в разделе «ФЭМП» чётко определена основная задача познавательно – исследовательской деятельности: организовывать эту деятельность для осмысления знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, для умения пользоваться ими в повседневной жизни. Для этого воспитатель выдвигает познавательную задачу перед детьми: детям нужно ответить на вопрос «Единица - в математике Царица?» Цель: познавательно – исследовательской деятельности: найти ответы на поставленный вопрос самостоятельно и с помощью взрослых, через специально предполагаемый алгоритм действий, обнаруживая несоответствие результата и цели, корректируя их. Решаем цель через следующие задачи. 1. Сбор информации о значении единицы в математике: через интернет ресурсы, анализ методических пособий по ФЭМП, детской литературы, малых жанров русского фольклора. 2. Учить детей анализировать с воспитателем собранный материал, определять соответствие с поставленной целью. 3. Учить обнаруживать несоответствие результата и цели, корректировать их совместными усилиями детей и воспитателя. 4. Учить самостоятельно составлять доказательный материал в своей познавательно – исследовательской деятельности и в моменты корректировки собранного доказательного материала, что «Единица – в математике Царица». Основная часть. Алгоритм действий для доказательства вопроса, что единица в математике царица. № п/п Содержание алгоритма действий Ответственные за реализацию Длитель-ность решения 1. Великие ученые, детские писатели и поэты пишут о единице. родители (интернет) 1 неделя месяца 2. Анализ домашней библиотеки детьми совместно со взрослыми: поиск рассказов, стихов, малых жанров русского фольклора, где упоминается число 1. дети совместно со взрослыми 1 неделя месяца 3. Экскурсия в городскую библиотеку с той же целью. дети с родителями 2 неделя месяца 4. Подбор игр, упражнений, задач – шуток, заданий и т.п. математического содержания, связанного с числом 1. воспитатель 2 неделя месяца 5. Сортируем и отбираем принесенный детьми материал на соответствие доказательства предложенной теме, внесение корректировки. дети с воспитателем 3 неделя 6. Апробирование отдельных заданий, подобранных воспитателем. Их анализ на соответствие теме. дети с воспитателем 3 неделя 7. Придумываем своё методическое пособие для занятий по ФЭМП, раннее не используемое в работе данной группы с составом числа из 1. дети с воспитателем 4 неделя Заключительная. Организованная совместная познавательно – исследовательская деятельность способствовала развитию познавательного интереса к числам и цифрам и к ФЭМП в целом. Появилась познавательная мотивация – «проснулась» детская любознательность, творческая активность, развивалось воображение и познавательные действия. Чего стоит только предложенное детьми упражнение «Дорисуй единицу!» Дети собственноручно сделали карточки при помощи шаблонов цифр на состав числа из 1. Хочется отметить, что в процессе познавательно – исследовательской деятельности развивались психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Дети наблюдали, сравнивали, анализировали, устанавливали простейшие связи между числами, делали обобщения. Например: «Все числа, кроме «0» состоят из 1». Предложено детьми. 1 0 1 2 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 Успешность проведенной познавательно – исследовательской деятельности показывает следующая статистика. № 1 Собрали пословиц, крылатых слов 42 № 2 № 3 Найдены про единицу - рассказов (Г. Браиловская «Одна земляничка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Вомена «Магия чисел» Г. Скребицкий «Первый снег», «Первые листья) - стихов (С.Маршака, В. Балдина, А. Лайко, Г. Сангир и т.д.) 4 14 № 4 № 5 Считалки, скороговорки, загадки, шарады, книга В.В. Волина «Праздник числа», задачки – шутки (Михайлова) («Если курица стоит на 1 ножке и весит 2 кг, сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги?» и т.д.) 25 7 № 6 Дидактические игры («Математический цветок», «Весы» и т.д.) 4 № 7 Логические упражнения З.А.Михайловой (Упражнение «Какая одна лишняя?» стр.28; «Какой одной фигуры не хватает?» стр.45 и т.д.) 9 № 8 Подобрано упражнений, заданий воспитателем: «Домик с цифрами» «Построй цифры по порядку и наоборот» «Найди каждой цифре новое место» 19 № 9 Воспитателем проанализировано 8 методических пособий по ФЭМП 8 № 10 Воспитателем сделано панно «Лесенка» на каждого ребенка 1 29 № 11 Придумано детьми задания «Дорисуй единицу». 2 ИТОГО: 174 Но самое главное заключается в том, что дети на практике убедились в правдивости высказывания Пифагора о том, что «Единица всем цифрам царица», с помощью комплекса разнообразных методов и приемов как наглядно – практических так и игровых, словесных. Особенно активны были дети в игровых ситуациях с элементами соревнования. Им нравилось быть самостоятельными, учились действовать сообща, выслушивать товарищей, вносить свои предложения. Познавательно – исследовательская деятельность сплотила детей группы, улучшила взаимопонимание со взрослыми. Таким образом: цель выполнена – дети нашли ответ на поставленный перед ними познавательный вопрос: «Единица - в математике царица?» Действовали по алгоритму воспитателя, находили несоответствия или сомневались в результате при сравнении с целью. Проявляли самостоятельность и инициативу. Всё это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания и позволит обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Список используемой литературы: 1. «Учимся считать», Я.Ф. Чекмарев, М., «ЭКСМО», 2004г.; 2. «Праздник числа», В.Волина, М., Знание, 1993г.; 3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014г.; 4. «Малые жанры русского фольклора», М., Высшая школа, 1986г.; 5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова, М., Просвещение, 1985г.; 6. «Изучаем математику»1ч., 2ч. (Рабочая тетрадь И.Т. Бурдина) ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014г.; 7. «Упражнение для развития творческого мышления» 1ч., 2ч. ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014г.; 8. «Развиваем математические способности» Е. Бортникова, ООО «Литур-К», Екатеринбург, 2016г. | |
Просмотров: 588 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |