Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Окружающий мир |
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей с ОВЗ «Береги природу!»
12.01.2021, 14:51 | |
Чатарова Оксана Викторовна Воспитатель РЦДПОВ "Доверие" город Зеленодольск РТ | |
Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Задачи: Воспитательные: • воспитывать у детей желание помогать другим; • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь. Развивающие: • развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь; Обучающие: • закреплять представления о правилах поведения в лесу; • формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному мир; • закреплять умение правильно вести себя в природе. Ход занятия: Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Есть на земле огромный дом под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья, Живу в том светлом доме я и все мои друзья. Куда б дороги не вели, всегда я буду в нем. Землею – матушкой родной зовется этот дом! Демонстрация Мультфильма «Фиксики - Фикси – советы - Чему учит экология?» Звучит музыка, выходит Незнайка (ест конфеты, фантики бросает на пол) Ведущая: Незнайка, что ты делаешь? Незнайка: Конфетки кушаю! Ведущая: Этого нельзя делать! Перестань немедленно! Незнайка: Нет, не перестану! Ведущая: Я не запрещаю тебе кушать конфетки, хотя от большого количества сладкого у тебя могут заболеть зубы, я прошу и настаиваю, чтобы ты перестал кидать фантики на пол. Незнайка: Ладно здесь мусорить не буду… пойду на улицу бросать. Ведущая: И на землю бросать фантики и обёртки не нужно! Нельзя природу загрязнять! Незнайка: Таааак, и как мне быть? Кушать конфетки вместе с фантиками???? Ведущая: Нет, конечно, (обращается к детям) Ребята, подскажите, куда нужно выбрасывать мусор? Ответы детей: (в урну или мусорное ведро) Незнайка Ага, и где здесь мусорка? Нет! Значит можно бросать, где хочу! Ведущая: Нет, не можешь! (обращается к детям) Дети, как быть, если нет рядом мусорки, а фантик выбросить нужно? Ответы детей: (нужно положить фантик в карман, а потом, когда увидим мусорку, фантик выбросить). Ведущая: (обращаясь к Незнайке) Вот так, понятно? Незнайка: Угу, понятно. Спасибо, буду знать! Пока! (поворачивается, уходит) Ведущая: Незнайка, постой! Незнайка: (оборачивается) Ну, что ещё? Ведущая: А фантики, которые бросил, подними! Чтоб везде была чистота и красота. Незнайка поднимает фантики. Незнайка: Чистота и красота! А теперь пойду, пока! Ведущая: Подожди минутку. Незнайка: Почему? Я же всё собрал! Вед. Незнайка, мы с ребятами предлагаем тебе остаться с нами, чтобы рассказать тебе о том, как беречь нашу планету, заботиться об окружающей природе. Давай вместе отправимся в это небольшое познавательное путешествие! Незнайка: Я согласен! (обращается к детям) Значит и в природе нельзя мусорить? Ответы детей: Незнайка: Хорошо ребята, я побегу, весь мусор за собой уберу! Незнайка: Это мусор! Я весь мусор собрал! Вот его сколько там было! (вываливает всё на пол) Ведущая: Что ты наделал?! Незнайка: Мусор убрал! Ведущая: Да, убрал, а у нас намусорил! Незнайка: Ой! Извините… Я всё сейчас уберу! Ведущая: Незнайка, оставь свой мусор, присаживайся к ребятам, и мы тебе расскажем о том, откуда берётся мусор и как правильно нужно убирать мусор за собой! Вед. Посмотрите, ребята, нам принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города) Вед. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как вы думаете, ребята, как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Дети: мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер. Вед. А куда же дальше попадает мусор? Дети: машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит их куда-то. Вед. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (Ответы детей) Вед. Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса… Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, и мусороперерабатывающие заводы где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны. Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде? Ответы детей… Вед. Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей… Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы думаете почему? Ответы детей. Вед: Сортировка мусора, облегчает его переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны. Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка. (демонстрация карточек с нарисованными баками) Вед. Ребята, посмотрите на карточки, где нарисованы баки. Не все ребята умеют читать, давайте придумаем значки для этих баков, чтобы всем было понятно. А у кого во дворе есть такие баки? Ответы детей. Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно». Вед. У меня на столе разложены карточки с картинками разных бытовых отходов и мусора, который ежедневно каждый из нас оставляет после себя. А ещё у нас стоят с контейнеры (коробочки) для мусора с изображением, какой нужно положить мусор в тот или иной контейнер. Каждый из нас выбирает любую карточку с изображением мусора и положит ёё в контейнер, и расскажет почему он положит мусор в этот контейнер. Вед. Ребята, у нас остались три вещи из мусора, которые никуда не попали. Что это? (батарейки, лампочки, градусник). В какой контейнер нам нужно выбросить этот опасный мусор? (в красный). А ещё в некоторых больших магазинах (строительных), супермаркетах, стоят специальные контейнеры, в которые мы может приносить свои отработанные батарейки, лампы). Вед: Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города). Вед: Друзья, давайте поможем Незнайке собрать весь мусор в ведро? Эстафета «Убери мусор» Участники получают по швабре (палочки деревянные) и ведру. У игроков в руках деревянная палка (спортивный инвентарь) в одной руке, в другой ведёрко. По залу рассыпаны фантики от конфет, кусочки картона. Каждый участник команды во время бега старается захватить палкой как можно больше мусора, который на линии старта собирают в ведро. В эстафете учитывается не только скорость выполнения, но и количество мусора в ведре. Незнайка: Хорошо ребята я побегу, весь мусор за собой уберу на улице! Спасибо вам за интересный рассказ о том, как правильно убирать за собой мусор! Теперь я буду беречь окружающую природу и не буду больше мусорить. Пока, Ребята! Вед. До свидания Незнайка! Вед: Ребята, наша природа удивительна и загадочна. А вы любите загадки? Ответы детей: Ведущая: У меня есть загадки. Давайте-ка проверим вашу смекалку Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти. Ответ (Радуга) В синем небе, как по речке, Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? … Ответ (Облака) Мне тепла для вас не жалко, С юга я пришло с жарой. Принесло цветы, рыбалку, Комаров звенящий рой, Землянику в кузовке. И купание в реке. (Лето) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … (Солнце) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! (Небо) Приходите летом в лес! Там мы созреваем, Из-под листиков в траве Головой киваем, Объеденье-шарики, Красные фонарики. (Ягоды) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел (Бабочка) На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) У забора я гуляла босиком И ошпарилась зеленым кипятком (Крапива) Вед. Молодцы ребята! Вы все загадки отгадали! (Присаживайтесь на свои места). Вед. А.С.Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»» Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что эти слова как нельзя лучше отражают положение дел на нашей планете. И чтобы хотя бы чуть- чуть изменить его к лучшему, мы должны хорошо знать, что мы можем с вами сделать, чтобы сберечь нашу планету. Вед. Ребята, я слышу, что кто-то к нам стучится - (стук в дверь), Я пойду, посмотрю. Ой, здравствуйте, а вы к нам? Лесовичок: Здравствуйте, ребята, да, я к вам пришел. Меня зовут Лесовичек, я живу в лесу, и очень расстроен тем что, когда люди приходят в лес оставляют после себя мусор, не потушенные костры. Ребята, я хочу сам убедиться насколько вы знаете, как нужно беречь лес! Вед. Лесовичок, добро пожаловать к нам в гости! Я уверена, что наши дети хорошие, они бережно относятся к окружающему миру, и знают правила поведения в лесу! Лесовичок: Ребята! А что такое лес? Ответы детей… Лесовичок: Ребята, деревья – это ещѐ не весь лес. Здесь растет много трав, цветов, грибов. В лесу есть ещѐ много других жителей: птиц, зверей, насекомых. Без них, и лес не лес. Вед. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Так, что, Лесовичек садись с нами на стульчик и мы расскажем вам для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен? - Ребята, я предлагаю нам сейчас поиграть в игру - викторину «Лесные загадки» Игра - викторина «Лесные загадки» Ход игры: на столе разложены картинки с изображением животных, насекомых, птиц, растений. Ведущий игры называет характеристики какого – нибудь животного, растения, птицы или насекомого. А участники игры, должны угадать, кто изображён на картинке и о ком рассказывает ведущий? Вопросы: 1) Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Береза) 2) В народе это дерево называют самым сладким - у него самый вкусный и душистый мед. (Липа). 3) Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка) 4) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть колючая защита от них. (Еж) 5) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.( Его еще считают большим трусишкой (Заяц)). 6.) Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами. ( Убегать от преследователей ему помогает рыжий, пушистый хвост (Лиса). 7) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, его считают неуклюжим сладкоежкой (Медведь) 8.Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан) 9) Назовите лесную птицу, которая никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов, потому что ловко подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. (Кукушка) 10) Это дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину. Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. (Сосна). 11) Эту птицу называют «лесным доктором». Сильными ударами своего клюва она способна разбить кору деревьев и извлекать из-под коры различных насекомых и их личинок. (Дятел) 12) Эти насекомые - неутомимые труженики. Они все время в работе. Для строительства своего дома они приносят веточки, листья, хвою, мох. (Муравьи) 13) Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные. Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы. Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. (Рябина). Вед. Молодцы ребята! Вы отлично справились с викториной и знаете всех обитателей леса, его растения. Лесовичок: Ребята, а вы знаете какую пользу приносит лес человеку? Ответы детей… Вед. Прежде всего, леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания. Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. (Слайд) Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты! Вед. А как вы думаете, что еще дают нам леса? Ответы детей… Вед. Верно! Лес щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес кормит шишками, сладкими корешками и сочными травами. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки, музыкальные инструменты, бумагу - тетради, книги, карандаши, спички, игрушки, и многое другое, чем полезен лес и как он нужен человеку! Вед. Ребята, лес-это дом для растений, животных, птиц, насекомых. Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно. Как это бережно относиться к лесу? Ответ детей: Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать. Вед. Ребята, а теперь мы вместе встанем друг за другом и все дружно отправимся в поход в лес. Лесовичок, мы тебя приглашаем с нами в похода. Физкультминутка "Речёвка туриста". Ребята ходят маршируя по кругу и повторяют за ведущим такие слова… - Кто шагает с рюкзаком? (Мы, туристы!) - Кто со скукой не знаком? (Мы туристы!) - Нас вперёд ведут… (Дороги!) - Наш девиз: («Всегда вперёд!») - Эй, ребята, (Твёрже шаг!) - Что турист берёт в дорогу? (Песню, ложку и рюкзак») Вед. Молодцы ребята! Лесовичок: Ребята послушайте стихотворение и скажите мне, правильно ли себя вели туристы в лесу? Мы купались, загорали Жгли костер, в футбол играли. Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли! Ведущий: Правильно ли вели себя отдыхающие? Как мы должны вести себя в лесу? Ответы детей… -Не оставлять мусор в лесу. -Не ломать ветки и деревья. -Не разорять птичьи гнезда и муравейники. -Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Вед. Какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу? Давайте ребята вспомним и назовём эти правила. Ответы детей: Показ слайда «Береги лес!» Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет. Не рвать цветы, они быстро вянут. Не ловить бабочек, жуков, птиц, животных. Убирать за собой мусор – Не разжигай костер в лесу без взрослых. – Не ломай ветки и не повреждать кору деревьев. – Не оставляй мусор в лесу. – Не разоряй птичьи гнёзда. – Не разоряй муравейники. – Не рви охапками цветы. - Не шумите в лесу. – Не ловите насекомых. – Не вырывай грибы и кустарники с корнем Ведущий: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу! Вот послушайте ребята стихотворение о правилах поведения в лесу! Мой друг, когда приходишь в лес, Ты - гость, не забывай. В лесу свои законы есть, Ты их не нарушай. И первым правилом, считай, Должна быть тишина, Ещё - порядок, чистота, Она во всём нужна. Шум страшно напугать порой Зверей и птичек может. И хлам, оставленный тобой Зверьё в пакет не сложит. Свой мусор уноси с собой, И затуши костёр. Растение с корнем незачем, Срывать – погубишь сорт, А редкое не тронь совсем, Пускай себе растёт. Ведь лес - большой зелёный дом, Его не разрушай, Свои законы в доме том, И ты их уважай! Лесовичок: Ну вот, ребята, мне пора возвращаться, я обязательно расскажу своим друзьям, лесным жителям о том, что ребята в реабилитационном центре «Доверие» знают, что лес наше богатство, которое надо оберегать и защищать! Ребята знают, как беречь лес и заботиться о нём! Но чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам специальную брошюру, по которой вы всегда будете знать как нужно вести себя в лесу. (Раздает ламинированные брошюры «Правила поведения в лесу»). - До свидания ребята! (Все прощаются с Лесовичком и он уходит). Ведущий: Ребята, я убедилась сегодня в том, что вы знаете, как нужно беречь нашу планету Земля. Вы научили Незнайку, что нужно убирать мусор за собой. Показали ему, как правильно мусор разложить по контейнерам. Вы рассказали Лесовичку о том, что дружите с лесом и знаете, кто живёт в лесу. Вы закрепили правила поведения в лесу и хорошо знаете, как беречь и защищать лес! Вед.Ребята! А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещание: БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ! Ведущий: читает стихотворение: Давайте будем дружить друг с другом, Как птица — с небом, как поле — с плугом, Как ветер — с морем, трава — с дождями, Как кружит солнце со всеми нами!.. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям!.. Давайте будем беречь планету — Во всей Вселенной похожей нету: Во всей вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?… Ведущий: До свидания ребята! | |
Просмотров: 274 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |