Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Окружающий мир

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей с ОВЗ «Береги природу!»
12.01.2021, 14:51
Чатарова Оксана Викторовна
Воспитатель РЦДПОВ "Доверие" город Зеленодольск РТ
Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание помогать другим;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;
Обучающие:
• закреплять представления о правилах поведения в лесу;
• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному мир;
• закреплять умение правильно вести себя в природе.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущий: Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живу в том светлом доме я и все мои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда я буду в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!

Демонстрация Мультфильма «Фиксики - Фикси – советы - Чему учит экология?»
Звучит музыка, выходит Незнайка (ест конфеты, фантики бросает на пол)
Ведущая: Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Конфетки кушаю!
Ведущая: Этого нельзя делать! Перестань немедленно!
Незнайка: Нет, не перестану!
Ведущая: Я не запрещаю тебе кушать конфетки, хотя от большого количества сладкого у тебя могут заболеть зубы, я прошу и настаиваю, чтобы ты перестал кидать фантики на пол.
Незнайка: Ладно здесь мусорить не буду… пойду на улицу бросать.
Ведущая: И на землю бросать фантики и обёртки не нужно! Нельзя природу загрязнять!
Незнайка: Таааак, и как мне быть? Кушать конфетки вместе с фантиками????
Ведущая: Нет, конечно, (обращается к детям) Ребята, подскажите, куда нужно выбрасывать мусор?
Ответы детей: (в урну или мусорное ведро)
Незнайка Ага, и где здесь мусорка? Нет! Значит можно бросать, где хочу!
Ведущая: Нет, не можешь! (обращается к детям) Дети, как быть, если нет рядом мусорки, а фантик выбросить нужно?
Ответы детей: (нужно положить фантик в карман, а потом, когда увидим мусорку, фантик выбросить).
Ведущая: (обращаясь к Незнайке) Вот так, понятно?
Незнайка: Угу, понятно. Спасибо, буду знать! Пока! (поворачивается, уходит)
Ведущая: Незнайка, постой!
Незнайка: (оборачивается) Ну, что ещё?
Ведущая: А фантики, которые бросил, подними! Чтоб везде была чистота и красота.
Незнайка поднимает фантики.
Незнайка: Чистота и красота! А теперь пойду, пока!
Ведущая: Подожди минутку.
Незнайка: Почему? Я же всё собрал!
Вед. Незнайка, мы с ребятами предлагаем тебе остаться с нами, чтобы рассказать тебе о том, как беречь нашу планету, заботиться об окружающей природе. Давай вместе отправимся в это небольшое познавательное путешествие!
Незнайка: Я согласен!
(обращается к детям) Значит и в природе нельзя мусорить?
Ответы детей:
Незнайка: Хорошо ребята, я побегу, весь мусор за собой уберу!

Незнайка: Это мусор! Я весь мусор собрал! Вот его сколько там было! (вываливает всё на пол)
Ведущая: Что ты наделал?!
Незнайка: Мусор убрал!
Ведущая: Да, убрал, а у нас намусорил!
Незнайка: Ой! Извините… Я всё сейчас уберу!
Ведущая: Незнайка, оставь свой мусор, присаживайся к ребятам, и мы тебе расскажем о том, откуда берётся мусор и как правильно нужно убирать мусор за собой!

Вед. Посмотрите, ребята, нам принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?!
(демонстрация фотографий грязного города)
Вед. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое.
Как вы думаете, ребята, как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?
Дети: мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер.
Вед. А куда же дальше попадает мусор?
Дети: машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит их куда-то.
Вед. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?
(Ответы детей)
Вед. Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса… Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, и мусороперерабатывающие заводы где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде?
Ответы детей…
Вед. Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей…
Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вед: Сортировка мусора, облегчает его переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны. Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
(демонстрация карточек с нарисованными баками)
Вед. Ребята, посмотрите на карточки, где нарисованы баки. Не все ребята умеют читать, давайте придумаем значки для этих баков, чтобы всем было понятно. А у кого во дворе есть такие баки?
Ответы детей.

Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
Вед. У меня на столе разложены карточки с картинками разных бытовых отходов и мусора, который ежедневно каждый из нас оставляет после себя. А ещё у нас стоят с контейнеры (коробочки) для мусора с изображением, какой нужно положить мусор в тот или иной контейнер. Каждый из нас выбирает любую карточку с изображением мусора и положит ёё в контейнер, и расскажет почему он положит мусор в этот контейнер.
Вед. Ребята, у нас остались три вещи из мусора, которые никуда не попали. Что это? (батарейки, лампочки, градусник). В какой контейнер нам нужно выбросить этот опасный мусор? (в красный).
А ещё в некоторых больших магазинах (строительных), супермаркетах, стоят специальные контейнеры, в которые мы может приносить свои отработанные батарейки, лампы).
Вед: Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города).
Вед: Друзья, давайте поможем Незнайке собрать весь мусор в ведро?

Эстафета «Убери мусор»
Участники получают по швабре (палочки деревянные) и ведру. У игроков в руках деревянная палка (спортивный инвентарь) в одной руке, в другой ведёрко. По залу рассыпаны фантики от конфет, кусочки картона. Каждый участник команды во время бега старается захватить палкой как можно больше мусора, который на линии старта собирают в ведро. В эстафете учитывается не только скорость выполнения, но и количество мусора в ведре.
Незнайка: Хорошо ребята я побегу, весь мусор за собой уберу на улице! Спасибо вам за интересный рассказ о том, как правильно убирать за собой мусор! Теперь я буду беречь окружающую природу и не буду больше мусорить. Пока, Ребята!
Вед. До свидания Незнайка!
Вед: Ребята, наша природа удивительна и загадочна. А вы любите загадки?
Ответы детей:
Ведущая: У меня есть загадки. Давайте-ка проверим вашу смекалку

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе, как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
Ответ (Облака)

Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке.
И купание в реке. (Лето)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Небо)

Приходите летом в лес!
Там мы созреваем,
Из-под листиков в траве
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики. (Ягоды)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел (Бабочка)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)

У забора я гуляла босиком
И ошпарилась зеленым кипятком (Крапива)

Вед. Молодцы ребята! Вы все загадки отгадали!
(Присаживайтесь на свои места).
Вед. А.С.Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»»
Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что эти слова как нельзя лучше отражают положение дел на нашей планете. И чтобы хотя бы чуть- чуть изменить его к лучшему, мы должны хорошо знать, что мы можем с вами сделать, чтобы сберечь нашу планету.

Вед. Ребята, я слышу, что кто-то к нам стучится - (стук в дверь),
Я пойду, посмотрю. Ой, здравствуйте, а вы к нам?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, да, я к вам пришел. Меня зовут Лесовичек, я живу в лесу, и очень расстроен тем что, когда люди приходят в лес оставляют после себя мусор, не потушенные костры. Ребята, я хочу сам убедиться насколько вы знаете, как нужно беречь лес!
Вед. Лесовичок, добро пожаловать к нам в гости! Я уверена, что наши дети хорошие, они бережно относятся к окружающему миру, и знают правила поведения в лесу!
Лесовичок: Ребята! А что такое лес?
Ответы детей…
Лесовичок: Ребята, деревья – это ещѐ не весь лес. Здесь растет много трав, цветов, грибов. В лесу есть ещѐ много других жителей: птиц, зверей, насекомых. Без них, и лес не лес.
Вед. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Так, что, Лесовичек садись с нами на стульчик и мы расскажем вам для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?

- Ребята, я предлагаю нам сейчас поиграть в игру - викторину «Лесные загадки»
Игра - викторина «Лесные загадки»
Ход игры: на столе разложены картинки с изображением животных, насекомых, птиц, растений. Ведущий игры называет характеристики какого – нибудь животного, растения, птицы или насекомого. А участники игры, должны угадать, кто изображён на картинке и о ком рассказывает ведущий?
Вопросы:
1) Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Береза)
2) В народе это дерево называют самым сладким - у него самый вкусный и душистый мед. (Липа).
3) Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
4) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть колючая защита от них. (Еж)
5) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.( Его еще считают большим трусишкой (Заяц)).
6.) Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами. ( Убегать от преследователей ему помогает рыжий, пушистый хвост (Лиса).
7) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, его считают неуклюжим сладкоежкой (Медведь)
8.Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан)
9) Назовите лесную птицу, которая никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов, потому что ловко подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. (Кукушка)
10) Это дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину. Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. (Сосна).
11) Эту птицу называют «лесным доктором». Сильными ударами своего клюва она способна разбить кору деревьев и извлекать из-под коры различных насекомых и их личинок. (Дятел)
12) Эти насекомые - неутомимые труженики. Они все время в работе. Для строительства своего дома они приносят веточки, листья, хвою, мох. (Муравьи)
13) Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.
Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. (Рябина).

Вед. Молодцы ребята! Вы отлично справились с викториной и знаете всех обитателей леса, его растения.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете какую пользу приносит лес человеку?
Ответы детей…
Вед. Прежде всего, леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. (Слайд)
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!
Вед. А как вы думаете, что еще дают нам леса?
Ответы детей…
Вед. Верно! Лес щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес кормит шишками, сладкими корешками и сочными травами.
Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки, музыкальные инструменты, бумагу - тетради, книги, карандаши, спички, игрушки, и многое другое, чем полезен лес и как он нужен человеку!
Вед. Ребята, лес-это дом для растений, животных, птиц, насекомых.
Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.
Как это бережно относиться к лесу?
Ответ детей: Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать.
Вед. Ребята, а теперь мы вместе встанем друг за другом и все дружно отправимся в поход в лес. Лесовичок, мы тебя приглашаем с нами в похода.

Физкультминутка "Речёвка туриста".
Ребята ходят маршируя по кругу и повторяют за ведущим такие слова…
- Кто шагает с рюкзаком?
(Мы, туристы!)
- Кто со скукой не знаком?
(Мы туристы!)
- Нас вперёд ведут…
(Дороги!)
- Наш девиз:
(«Всегда вперёд!»)
- Эй, ребята,
(Твёрже шаг!)
- Что турист берёт в дорогу?
(Песню, ложку и рюкзак»)
Вед. Молодцы ребята!

Лесовичок: Ребята послушайте стихотворение и скажите мне, правильно ли себя вели туристы в лесу?
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!

Ведущий: Правильно ли вели себя отдыхающие? Как мы должны вести себя в лесу?
Ответы детей…
-Не оставлять мусор в лесу.
-Не ломать ветки и деревья.
-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Вед. Какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу? Давайте ребята вспомним и назовём эти правила.
Ответы детей:

Показ слайда «Береги лес!»
Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет.
Не рвать цветы, они быстро вянут.
Не ловить бабочек, жуков, птиц, животных.
Убирать за собой мусор
– Не разжигай костер в лесу без взрослых.
– Не ломай ветки и не повреждать кору деревьев.
– Не оставляй мусор в лесу.
– Не разоряй птичьи гнёзда.
– Не разоряй муравейники.
– Не рви охапками цветы.
- Не шумите в лесу.
– Не ловите насекомых.
– Не вырывай грибы и кустарники с корнем
Ведущий: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу!

Вот послушайте ребята стихотворение о правилах поведения в лесу!
Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты - гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё - порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр.
Растение с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес - большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!

Лесовичок: Ну вот, ребята, мне пора возвращаться, я обязательно расскажу своим друзьям, лесным жителям о том, что ребята в реабилитационном центре «Доверие» знают, что лес наше богатство, которое надо оберегать и защищать! Ребята знают, как беречь лес и заботиться о нём!
Но чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам специальную брошюру, по которой вы всегда будете знать как нужно вести себя в лесу.
(Раздает ламинированные брошюры «Правила поведения в лесу»).
- До свидания ребята!
(Все прощаются с Лесовичком и он уходит).

Ведущий: Ребята, я убедилась сегодня в том, что вы знаете, как нужно беречь нашу планету Земля. Вы научили Незнайку, что нужно убирать мусор за собой. Показали ему, как правильно мусор разложить по контейнерам.
Вы рассказали Лесовичку о том, что дружите с лесом и знаете, кто живёт в лесу.
Вы закрепили правила поведения в лесу и хорошо знаете, как беречь и защищать лес!

Вед.Ребята! А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещание: БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Ведущий: читает стихотворение:

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами!..
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!..
Давайте будем беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?…
Ведущий: До свидания ребята!
Категория: Окружающий мир | Добавил: Аксенья
Просмотров: 35 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: