Главная » Библиотека » Дошкольное образование » Разное

Воспитание отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста
15.05.2022, 20:13
Шматова Светлана Алексеевна
воспитатель МАОУ "Гимназия" г.Валдай ДО "Дельфин"

С первых дней пребывания в детском саду дети находятся в окружении сверстников, и поэтому важно организовать их жизнь таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, чтобы росла доброжелательность по отношению друг к другу.

Дети младшего дошкольного возраста еще не могут проникнуть в эмоциональное состояние сверстника, испытывать те же чувства, что и он, находясь в ситуации дискомфорта, но они обращают внимание на эту ситуацию, что делает возможным воспитывать у них отзывчивость.

Отзывчивость можно охарактеризовать как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие, применять в этих ситуациях действенные способы, направленные на восстановление положительного состояния, выражающие участливость по отношению к нему.

Наблюдения показывают, что в повседневной жизни детского сада в младшей группе часто возникают ситуации, вызывающие у малышей эмоциональное неблагополучие.

Наиболее характерные причины, способствующие возникновению отрицательных эмоций:
1) нечаянная оплошность (уронил игрушку — она раскололась; не удержал коробку с кубиками - они рассыпались; раскладывал ложки на столе - уронил их на пол);
2) физическое неблагополучие, сопряженное с болью (упал - ударился, укололся, поцарапался и т. д.);
3) отсутствие успеха, неудача в деятельности (строил домик, кубики поставил неровно или не учел их размер - домик развалился; кинул мяч в кегли, но не попал и т. д.);
4) столкновение личных интересов с интересами сверстников (тот взял игрушку, с которой намеревался играть сам; во время одевания сел по ошибке на его стул или неловко повернулся, толкнул соседа и т. д.).

В данных ситуациях у ребенка возникает недоумение, растерянность, испуг, физическое страдание.
Такие и подобные ситуации возникают непреднамеренно. Этому способствует неловкость малышей, неумение предусмотреть возможные последствия своих действий, понять состояние или интересы сверстников и т. д.

Возникающие в повседневной жизни ситуации приобретают особое значение для воспитания, так как они предоставляют возможности формирования практического опыта проявления отзывчивого отношения к сверстнику, испытывающему затруднения и находящемуся в связи с этим в ситуации эмоционального дискомфорта. Именно в этих ситуациях педагог на конкретных примерах может не только сообщить правило, но и продемонстрировать способы, выражающие отзывчивость и помогающие восстановить положительное эмоциональное состояние.

Воспитатели в таких ситуациях действуют чаще всего очень активно, стремятся помочь ребенку: поднимают упавшего, помогают восстановить разрушенную постройку. Многие сопровождают свои действия словами утешения. Иногда педагог учит и детей самостоятельно искать выход из возникшей ситуации: «Потри коленочку ладошкой... Вот видишь, уже не так больно, правда?» Или: «Не огорчайся, что не получилось. Попробуй еще раз. Обязательно получится! Ну, смелее!» и т. п.

Такие примеры правильны. Они снимают отрицательные эмоции, позволяют восстановить активное деятельное состояние ребенка, что очень важно для его самочувствия в группе, полноценного времяпрепровождения.

Следует заметить, что условия детского сада позволяют не только научить ребенка справляться с ситуацией эмоционального неблагополучия, но и обращать внимание сверстников на его состояние, проявлять отзывчивость. Ведь вокруг него всегда находятся дети. Как они будут реагировать на ситуацию, во многом зависит от действий воспитателя.

Детей необходимо не только знакомить с правилами поведения (надо делать так, поступать так), но и учить конкретным способам проявления отзывчивости, которые были бы направлены на формирование положительного отношения к сверстнику.

Нравственное воспитание детей осуществляется в деятельности, которая является основным условием возникновения взаимоотношений и овладения нравственными нормами, обогащения практического опыта и развития мотивационной сферы. Учет этих положений позволяет педагогу наиболее полно реализовать задачу формирования отзывчивости у младших дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.

Отзывчивое отношение к сверстнику может проявиться в форме помощи, доброжелательного обращения, выражения сочувствия, поглаживания и т. п. Все эти проявления создают благоприятный фон для развития положительных взаимоотношений. В группе устанавливается доброжелательная атмосфера, способствующая развертыванию детской самостоятельной деятельности. Все чаще дети начинают вступать в контакты друг с другом, проявлять интерес к эмоциональному состоянию сверстников.
Категория: Разное | Добавил: lanavaldaj
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: