Главная » Библиотека » Дошкольное образование » НОД, занятия, конспекты

Металлические звуки
23.10.2018, 15:29
Лебедева Любовь Николаевна
музыкальный руководитель МБДОУ "Килемарский детский сад "Кече"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Килемарский детский сад «Кече»
425270 Республика Марий Эл, пгт. Килемары, ул. Мира д.29
ОКПО 54680876,ОГРН 1021200578948,ИНН 1204002167/КПП 120401001
телефон: 8 (83643) 2-13-15
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
__________/Непряхина М. Ю./

Конспект экспериментального занятия
по теме: «Металлические звуки»
для детей старшего дошкольного возраста.


Музыкальный руководитель
Лебедева Л. Н.

Килемары
13.04.2017г.
Форма: Занятие-исследование, способствующее развитию творческих навыков учащихся, раскрытию личностных качеств детей.
Цель: Познакомить детей со способами образования и улавливания музыкальных и не музыкальных звуков.
Задачи:
1. Развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.
2. Изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (деревянных, металлических).
3. Приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений.
4. Исследование различных способов получения звука и приобретение учащимися навыков игры на музыкальных инструментах.
5. Развитие чувства ритма.
6. Развитие наблюдательности и фантазии.
7. Воспитание интереса к звучащему миру.
Материалы и оборудование: Магнитофон и музыкальные записи, Деревянные и металлические музыкальные инструменты, будильник, стаканы, бутылка с водой, железная крышка от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводная механическая игрушка, иллюстрация деревянной резьбы.
Ход занятия:
М.Р. Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
- Ребята, хотите отправиться в путешествие? (ответы детей). Путешествие будет не простое, мы с вами искать металлические звуки. Как вы думаете, где они могут жить? (ответы детей).
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Игра «Слушаем и воображаем».
Дети закрывают глаза и садятся в круг, в центре которого педагог достаёт из «волшебной» корзины различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан и звенит им, железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводную механическую игрушку, переливает воду из стакана в стакан, музыкальный треугольник, бубенцы, колокольчики, музыкальную тарелку. Дети, не открывая глаз, стараются отгадать, что прозвучало. После игры проводится беседа:
- Все ли звуки были одинаковые? (Нет).
- А были среди них похожие? (Да).
- Все ли эти звуки мы можем услышать в музыке? (Нет).
- Где ещё мы можем услышать некоторые из этих звуков? (Звон крышки от кастрюли, переливающуюся воду – на кухне, деревянные кубики, заводную игрушку – дома).
М. Р.: Таким образом, звуки бывают музыкальные (которые мы можем услышать в различных музыкальных произведениях, использовать в музыкальном оркестре, в песнях, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях) и не музыкальные (которые мы слышим в повседневной жизни – на улице, дома, то есть - шумовые).
Знакомство с металлическими звуками.
М. Р.: У металла гулкий звук, Не похож совсем на стук –
Он бывает и трубящий, И призывный, и бренчащий!
- С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь почти всё сделано из металла, можно создать целый оркестр. Давайте попробуем их назвать.
ДЕТИ: Ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и т.д. М. Р.: Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофоны, а затем и во многие концертные. Дети слушают запись музыкального произведения, в котором используется игра на металлических инструментах (металлофонах). Затем педагог предлагает детям различные музыкальные инструменты, из которых надо выбрать лишь инструменты с металлическим звучанием и предлагает на них поиграть. Дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя поиграть на них по-разному, стараясь «найти» звуки, которые в них живут.
Упражнение «Озвучиваем стихи».
Дети на различных металлических музыкальных инструментах исполняют аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Весёлый старичок»:
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
1-я группа (бубенцы): Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
2-я группа (молоточки): Хи-хи-хи,
3-я группа (тарелки): Да бух-бух,
4-я группа (бубны): Бу-бу-бу, да бе-бе-бе.
5-я группа (треугольники): Динь-динь-динь,
ВСЕ: Да трюх-трюх!
Возможны различные варианты исполнения: дети театрализуют это стихотворение, ищут смешные интонации, сочетая их с забавной мимикой; Вначале детьми просто исполняется на инструментах метрический пульс, затем можно вставить звуковые импровизации между двустишьями (дети произвольно играют на инструментах ровно столько по времени, сколько декламировался текст).
Игра «Колокольцы-бубенцы». Дети встают в круг, каждому ребёнку педагог даёт в руки маленький колокольчик. Выбирается ведущий, который стоит в центре круга с завязанными глазами. Дети бегут по кругу и поют потешку:
Колокольчик динь-дили, Динь-дили, динь-дили.
Веселей давай звени – всех сегодня весели.
Колокольчик я возьму и немножко позвоню.
Колокольчик – динь-ди-лень, говорит нам – «Добрый день!»
Затем останавливаются, и по безмолвному знаку педагога только один ребёнок из круга начинает звонить в свой колокольчик. Водящий пытается найти его звуку. Игра повторяется со сменой ведущего.
М. Р.: Ребята, послушайте и отгадайте загадку, о каких она предметах:
Самый бойкий я рабочий в мастерской.
Колочу я что есть мочи день-деньской.
Как завижу лежебоку что валяется без проку,
Я прижму его к доске да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка.
(Ответ: Молоток и гвоздь)
Правильно, эта загадка о молотке и гвоздике. А из какого материала сделаны
молоток и гвоздь?
Дети: Молоток и гвозди сделаны из металла.
М. Р.Да, они сделаны из металла. А еще можно сказать, что они
металлические. Вы знаете, для чего нам нужен молоток?
Дети: Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.
М. Р.: В далекие времена молоток использовался и с другой целью.
Например, если где - то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали
молоток и стучали им по металлическому предмету. Громкий металлический
звук разносился далеко вокруг, предупреждая об опасности и люди, услышав
его, спешили на помощь.
М. Р. стучит молотком по металлическому предмету, издавая очень громкий звук. В зал вбегает запыхавшийся Буратино.
Буратино: Что у вас случилось? Почему так громко стучите?
М. Р.: Во - первых, здравствуйте.
Буратино: Здравствуйте, где что горит?
М. Р.: У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем - то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?
Буратино: Я деревянный мальчик Буратино из кукольного театра папы
Карло. Я очень боюсь огня. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы
тогда так громко стучали?
М. Р.: Я рассказывала детям, как когда- то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Буратино: Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.
М. Р.: Нет, Буратино, брали не палки, а что - нибудь металлическое и
стучали.
Опыт: Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему?
М. Р.: Да, звуков вокруг нас очень много, и они такие разные. Каждый звук может стать музыкой, надо только постараться её услышать. С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь есть
целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюли и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но можно и с металлической посудой разговаривать в полголоса и даже шёпотом.
Музыкальный руководитель предлагает детям самим поэкспериментировать со всеми предметами, имеющимися на занятии. Играть можно разными способами: стучать палочками, ладонью, пальцами. Дети сами должны найти способы игры: громко и тихо, а также определить, от чего зависят свойства звуков.
М.Р.: Музыкальные звуки из бытовых вещей переселились
сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки,
бубенцы. А затем в концертные инструменты, например – арфа. (Показывает
детскую арфу). Звук этого инструмента напоминает звук бегущей воды.
Музыкант, играющий на этом инструменте, нежно перебирает струны своими пальцами.
Слушанье - Гендель «Лебедь»
М. Р: Буратино, а ты умеешь отличать металлически предметы от не
металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Буратино: Да я сам умею это делать. Вот у меня есть сундук, а в
нем много всякого добра.
Буратино высыпает из сундучка все предметы и утверждает, что все они металлические.
М. Р: Дети, давайте научим Буратино отличать металлические
предметы от не металлических.
Игра «Наведи порядок» (Цель: классификация предметов по материалу изготовления). Дети берут предмет, взвешивают их на ладони, рассматривают цвет,называют его и говорят, из чего он сделан.
М. Р: Чем отличаются предметы из металла от предметов из других
материалов?
Дети: Металлические предметы тяжелее, имеют металлический блеск.
Буратино: Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму
прут металлический и что-нибудь из него сделаю.
Буратино берет металлический прут и пытается его согнуть.
М. Р: Нет, Буратино, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать
что-то из металла, его нужно раскалить на огне до красного цвета и с
помощью молотка придать ему форму. А людей, которые занимаются этим
ремеслом, называют кузнецами. (Показ картины из серии «Знакомство с
профессиями».)
М. Р: Буратино, ребята уже знакомились с этой профессией, и даже могут тебе спеть песню. Исполнение русской народной песни обр. Жаровой «Во кузнице» в сопровождении детского оркестра шумовых инструментов.
Буратино: А теперь я вас буду спрашивать, а вы попробуйте ответить на мои вопросы. Я к вам прибыл из страны сказок, подумайте и скажите – в какой сказке живут ваши металлические звуки и о них там говорится?
Дети: «Федорино горе», «Приключения Незнайки».
М. Р.: Давайте поможем Федоре помыть посуду.
Пантомима «Мытье посуды»
Мы почистим тебя песочком, (дети трут кулаком о ладонь)
Окатим тебя кипяточком, (поочередно поднимают руки)
Вытрем тебя полотенечком. (делают круговые движения руками)
И ты будешь опять, Словно солнышко сиять. (поднимают руки в стороны - вверх)
М. Р: Буратино, а сейчас я тебе и детям покажу фокус. У меня есть
волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку, и посмотрите, что сейчас произойдёт: (все предметы начинают прилипать к ней). М. Р. надевает рукавичку с вложенным в неё магнитом и проводит рукой над
мелкими предметами. К рукавичке притягиваются только металлические предметы.
М. Р: Что произошло и почему?
Дети рассматривают магнит, с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
М. Р: Буратино, ты сегодня много узнал вместе с детьми, дети, вы наверное устали, давайте отдохнём и поиграем, а поможет нам в этом веселый бубен.
Проводится игра «Кто скорей ударит в бубен» муз. Л. Шварца
Воспитатель: Ну что, Буратино, понравилось тебе у нас в гостях?
Сможешь ты находить металлические предметы?
Ребята, давайте ещё раз напомним Буратино о свойствах металла.
Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается
магнитом, чтобы делать из него предметы его нужно сильно нагревать,
издаёт громкий звук.
Буратино: Спасибо, ребята! Я сегодня много узнал о металле. Очень хочу
рассказать другим куклам в нашем театре, чему я у вас научился. До
свидания!
М. Р: Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А как вы думаете, могут эти звуки жить рядом, по соседству, в одном музыкальном произведении? Давайте попробуем сыграть в оркестре, используя деревянные и металлические звуки. Педагог по своему усмотрению делит детей на две группы, раздаёт одной группе деревянные инструменты, другой – металлические. Дети «украшают» музыку по очереди – сначала одна группа, затем другая, исполняя РНП «Как у наших у ворот».
М. Р: Дети, запомнилось ли вам сегодняшнее путешествие? Какие звуки были сегодня у нас в гостях? Какие предметы, музыкальные инструменты издают металлические звуки? Различаются ли эти звуки между собой? Чем? Где - дома, или на улице мы слышим эти звуки? Мне понравилось, как вы работали сегодня! А чтобы вы помнили о металлических звуках, я хочу вам подарить музыкальные металлические ключики, играйте на них и вспоминайте нашу встречу. До свидания!


 
Категория: НОД, занятия, конспекты | Добавил: осеннюшка
Просмотров: 1342 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 vikki78  
Здравствуйте Любовь Николаевна!Познакомилась с Вашим конспектом экспериментального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Металлические звуки». Мне он понравился. Объясню почему. Вы обдумали цель и задачи занятия и грамотно всё прописали. Также Вы прописали оборудование, которое будите использовать. В начале занятия мне не хватило музыкального приветствия.Зато игра «Слушаем и воображаем» была к месту.Очень хорошо прошло упражнение «Озвучиваем стихи». Игра «Колокольцы-бубенцы»мне показалась схожей с игрой «Слушаем и воображаем». Может не стоило её брать.А во время слушания музыки - Генделя «Лебедь» можно было бы организовать свободное музицирование детей на музыкальных металлических инструментах, чего сделано не было.

dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: