Главная » Библиотека » Дошкольное образование » НОД, занятия, конспекты |
Металлические звуки
23.10.2018, 15:29 | |
Лебедева Любовь Николаевна музыкальный руководитель МБДОУ "Килемарский детский сад "Кече" | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Килемарский детский сад «Кече» 425270 Республика Марий Эл, пгт. Килемары, ул. Мира д.29 ОКПО 54680876,ОГРН 1021200578948,ИНН 1204002167/КПП 120401001 телефон: 8 (83643) 2-13-15 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ __________/Непряхина М. Ю./ Конспект экспериментального занятия по теме: «Металлические звуки» для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Лебедева Л. Н. Килемары 13.04.2017г. Форма: Занятие-исследование, способствующее развитию творческих навыков учащихся, раскрытию личностных качеств детей. Цель: Познакомить детей со способами образования и улавливания музыкальных и не музыкальных звуков. Задачи: 1. Развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха. 2. Изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (деревянных, металлических). 3. Приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений. 4. Исследование различных способов получения звука и приобретение учащимися навыков игры на музыкальных инструментах. 5. Развитие чувства ритма. 6. Развитие наблюдательности и фантазии. 7. Воспитание интереса к звучащему миру. Материалы и оборудование: Магнитофон и музыкальные записи, Деревянные и металлические музыкальные инструменты, будильник, стаканы, бутылка с водой, железная крышка от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводная механическая игрушка, иллюстрация деревянной резьбы. Ход занятия: М.Р. Давайте сейчас посидим в тишине, Так тихо, как будто бы это во сне. Услышим тогда, как звучит тишина, Хоть кажется нам, что она не слышна. - Ребята, хотите отправиться в путешествие? (ответы детей). Путешествие будет не простое, мы с вами искать металлические звуки. Как вы думаете, где они могут жить? (ответы детей). Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! Игра «Слушаем и воображаем». Дети закрывают глаза и садятся в круг, в центре которого педагог достаёт из «волшебной» корзины различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан и звенит им, железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршащие бумажки, заводную механическую игрушку, переливает воду из стакана в стакан, музыкальный треугольник, бубенцы, колокольчики, музыкальную тарелку. Дети, не открывая глаз, стараются отгадать, что прозвучало. После игры проводится беседа: - Все ли звуки были одинаковые? (Нет). - А были среди них похожие? (Да). - Все ли эти звуки мы можем услышать в музыке? (Нет). - Где ещё мы можем услышать некоторые из этих звуков? (Звон крышки от кастрюли, переливающуюся воду – на кухне, деревянные кубики, заводную игрушку – дома). М. Р.: Таким образом, звуки бывают музыкальные (которые мы можем услышать в различных музыкальных произведениях, использовать в музыкальном оркестре, в песнях, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях) и не музыкальные (которые мы слышим в повседневной жизни – на улице, дома, то есть - шумовые). Знакомство с металлическими звуками. М. Р.: У металла гулкий звук, Не похож совсем на стук – Он бывает и трубящий, И призывный, и бренчащий! - С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь почти всё сделано из металла, можно создать целый оркестр. Давайте попробуем их назвать. ДЕТИ: Ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и т.д. М. Р.: Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофоны, а затем и во многие концертные. Дети слушают запись музыкального произведения, в котором используется игра на металлических инструментах (металлофонах). Затем педагог предлагает детям различные музыкальные инструменты, из которых надо выбрать лишь инструменты с металлическим звучанием и предлагает на них поиграть. Дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя поиграть на них по-разному, стараясь «найти» звуки, которые в них живут. Упражнение «Озвучиваем стихи». Дети на различных металлических музыкальных инструментах исполняют аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Весёлый старичок»: Жил на свете старичок маленького роста, И смеялся старичок чрезвычайно просто: 1-я группа (бубенцы): Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, 2-я группа (молоточки): Хи-хи-хи, 3-я группа (тарелки): Да бух-бух, 4-я группа (бубны): Бу-бу-бу, да бе-бе-бе. 5-я группа (треугольники): Динь-динь-динь, ВСЕ: Да трюх-трюх! Возможны различные варианты исполнения: дети театрализуют это стихотворение, ищут смешные интонации, сочетая их с забавной мимикой; Вначале детьми просто исполняется на инструментах метрический пульс, затем можно вставить звуковые импровизации между двустишьями (дети произвольно играют на инструментах ровно столько по времени, сколько декламировался текст). Игра «Колокольцы-бубенцы». Дети встают в круг, каждому ребёнку педагог даёт в руки маленький колокольчик. Выбирается ведущий, который стоит в центре круга с завязанными глазами. Дети бегут по кругу и поют потешку: Колокольчик динь-дили, Динь-дили, динь-дили. Веселей давай звени – всех сегодня весели. Колокольчик я возьму и немножко позвоню. Колокольчик – динь-ди-лень, говорит нам – «Добрый день!» Затем останавливаются, и по безмолвному знаку педагога только один ребёнок из круга начинает звонить в свой колокольчик. Водящий пытается найти его звуку. Игра повторяется со сменой ведущего. М. Р.: Ребята, послушайте и отгадайте загадку, о каких она предметах: Самый бойкий я рабочий в мастерской. Колочу я что есть мочи день-деньской. Как завижу лежебоку что валяется без проку, Я прижму его к доске да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка. (Ответ: Молоток и гвоздь) Правильно, эта загадка о молотке и гвоздике. А из какого материала сделаны молоток и гвоздь? Дети: Молоток и гвозди сделаны из металла. М. Р.Да, они сделаны из металла. А еще можно сказать, что они металлические. Вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети: Молоток нужен, чтобы забивать гвозди. М. Р.: В далекие времена молоток использовался и с другой целью. Например, если где - то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Громкий металлический звук разносился далеко вокруг, предупреждая об опасности и люди, услышав его, спешили на помощь. М. Р. стучит молотком по металлическому предмету, издавая очень громкий звук. В зал вбегает запыхавшийся Буратино. Буратино: Что у вас случилось? Почему так громко стучите? М. Р.: Во - первых, здравствуйте. Буратино: Здравствуйте, где что горит? М. Р.: У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем - то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут? Буратино: Я деревянный мальчик Буратино из кукольного театра папы Карло. Я очень боюсь огня. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? М. Р.: Я рассказывала детям, как когда- то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар. Буратино: Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. М. Р.: Нет, Буратино, брали не палки, а что - нибудь металлическое и стучали. Опыт: Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему? М. Р.: Да, звуков вокруг нас очень много, и они такие разные. Каждый звук может стать музыкой, надо только постараться её услышать. С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюли и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но можно и с металлической посудой разговаривать в полголоса и даже шёпотом. Музыкальный руководитель предлагает детям самим поэкспериментировать со всеми предметами, имеющимися на занятии. Играть можно разными способами: стучать палочками, ладонью, пальцами. Дети сами должны найти способы игры: громко и тихо, а также определить, от чего зависят свойства звуков. М.Р.: Музыкальные звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы. А затем в концертные инструменты, например – арфа. (Показывает детскую арфу). Звук этого инструмента напоминает звук бегущей воды. Музыкант, играющий на этом инструменте, нежно перебирает струны своими пальцами. Слушанье - Гендель «Лебедь» М. Р: Буратино, а ты умеешь отличать металлически предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом? Буратино: Да я сам умею это делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра. Буратино высыпает из сундучка все предметы и утверждает, что все они металлические. М. Р: Дети, давайте научим Буратино отличать металлические предметы от не металлических. Игра «Наведи порядок» (Цель: классификация предметов по материалу изготовления). Дети берут предмет, взвешивают их на ладони, рассматривают цвет,называют его и говорят, из чего он сделан. М. Р: Чем отличаются предметы из металла от предметов из других материалов? Дети: Металлические предметы тяжелее, имеют металлический блеск. Буратино: Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что-нибудь из него сделаю. Буратино берет металлический прут и пытается его согнуть. М. Р: Нет, Буратино, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно раскалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать ему форму. А людей, которые занимаются этим ремеслом, называют кузнецами. (Показ картины из серии «Знакомство с профессиями».) М. Р: Буратино, ребята уже знакомились с этой профессией, и даже могут тебе спеть песню. Исполнение русской народной песни обр. Жаровой «Во кузнице» в сопровождении детского оркестра шумовых инструментов. Буратино: А теперь я вас буду спрашивать, а вы попробуйте ответить на мои вопросы. Я к вам прибыл из страны сказок, подумайте и скажите – в какой сказке живут ваши металлические звуки и о них там говорится? Дети: «Федорино горе», «Приключения Незнайки». М. Р.: Давайте поможем Федоре помыть посуду. Пантомима «Мытье посуды» Мы почистим тебя песочком, (дети трут кулаком о ладонь) Окатим тебя кипяточком, (поочередно поднимают руки) Вытрем тебя полотенечком. (делают круговые движения руками) И ты будешь опять, Словно солнышко сиять. (поднимают руки в стороны - вверх) М. Р: Буратино, а сейчас я тебе и детям покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку, и посмотрите, что сейчас произойдёт: (все предметы начинают прилипать к ней). М. Р. надевает рукавичку с вложенным в неё магнитом и проводит рукой над мелкими предметами. К рукавичке притягиваются только металлические предметы. М. Р: Что произошло и почему? Дети рассматривают магнит, с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом. М. Р: Буратино, ты сегодня много узнал вместе с детьми, дети, вы наверное устали, давайте отдохнём и поиграем, а поможет нам в этом веселый бубен. Проводится игра «Кто скорей ударит в бубен» муз. Л. Шварца Воспитатель: Ну что, Буратино, понравилось тебе у нас в гостях? Сможешь ты находить металлические предметы? Ребята, давайте ещё раз напомним Буратино о свойствах металла. Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, чтобы делать из него предметы его нужно сильно нагревать, издаёт громкий звук. Буратино: Спасибо, ребята! Я сегодня много узнал о металле. Очень хочу рассказать другим куклам в нашем театре, чему я у вас научился. До свидания! М. Р: Итак, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? А как вы думаете, могут эти звуки жить рядом, по соседству, в одном музыкальном произведении? Давайте попробуем сыграть в оркестре, используя деревянные и металлические звуки. Педагог по своему усмотрению делит детей на две группы, раздаёт одной группе деревянные инструменты, другой – металлические. Дети «украшают» музыку по очереди – сначала одна группа, затем другая, исполняя РНП «Как у наших у ворот». М. Р: Дети, запомнилось ли вам сегодняшнее путешествие? Какие звуки были сегодня у нас в гостях? Какие предметы, музыкальные инструменты издают металлические звуки? Различаются ли эти звуки между собой? Чем? Где - дома, или на улице мы слышим эти звуки? Мне понравилось, как вы работали сегодня! А чтобы вы помнили о металлических звуках, я хочу вам подарить музыкальные металлические ключики, играйте на них и вспоминайте нашу встречу. До свидания! | |
Просмотров: 1342 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||