Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД |
Гласные 1 и 2 ряда
![]() | 07.12.2018, 12:34 |
Иванова Кира Анатольевна Учитель-логопед МБОУ "Начальная школа - детский сад" г. Чебоксары | |
Цель: дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Задачи: -учить детей дифференцировать гласные 1-2 ряда; -дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных 2 ряда; -учить слышать раздвоенные йотированные гласные в различных позициях слова; -воспитывать самоконтроль и желание работать при выполнении заданий. -развивать высшие психические функции, мелкую и общую моторику. Оборудование: тетрадки, ручки, слоговые таблицы, индивидуальные задания или карточки, магнитофон, ромашка. Ход занятия: 1.Орг. момент: - Первым сядет тот, чье имя ….. • Начинается с твердого согласного звука • Начинается с мягкого согласного звука • С гласного звука • С глухого согласного звука • Со звонкого согласного звука. Дети называют свое имя и объясняют, почему им можно сесть. Прочитайте слоги: Ла-ля мо - мё са - ся ку - кю пэ - пе зы – зи -В каком из слогов согласный звучит мягко? А в каком твердо? - Что влияет на мягкость согласного? -Прочитайте гласные, которые стоят после согласных звуков. А, хотите ли вы узнать как появились гласные помогающие смягчать согласные звуки.? 2. Основная часть. (Знакомство с образование йотированных гласных) Сказка: Отправляемся на экскурсию по городу Грамотейка, побываем на самых интересных улицах. И первая - это улица Сказочная. А что можно делать на этой улице? На этой улице мы послушаем сказку о гласных Я-Е-Ё-Ю и согласную Й. «Давным – давно, жили дружно и весело гласные звуки А-О-У-Э. Был у них друг – согласный звук Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся. Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ними. Первой запела гласная А, а потом они запели вместе с согласным Й и получилось «ЙА-ЙА-ЙА» прислушались, остальные звуки и буквы услышали новый звук и назвали его буквой - Я (предложить детям пропеть вместе со звуками, обратить внимание детей на то что два звука дают новую букву Я) Потом звук Й запел вместе с другими и получились новые буквы. Так получились новые гласные буквы. Понравилась вам сказка? А какие новые буквы вы узнали? Ну что пора двигаться дальше. 3. Физкультминутка. Мы попали на следующую улицу. Давайте немного задержимся здесь на ул. Танцевальной и научимся танцевать лезгинку. Упражнение « Лезгинка» (дети выполняют упражнение без музыки, а на других занятиях под музыку) 4. Нам пора двигаться дальше. Сейчас перед нами улица Строителей. На этой улице построены дома, но пока в них нет жильцов. Давайте поможем расселить их. На первом этаже будут жить слоги, на втором маленькие слова, а на третьем предложения или словосочетания. А подсказка находиться на чердаке. А с какой буквой будем составлять слоги – слова - предложения вы выберите сами. - Каждый берет себе домик и начнет работать. Попробуйте выполнить задание сами (дети выполняют работу на листах с домиками). В остальных домиках на крыше написаны Е, Ё, Ю. А какие слова получились? МЯЧ – хорошо, а как мы его произносим, напишем в транскрипции, [м'ач'], хорошо, а как записать слово Ёж -[йош] -Сколько звуков дает буква Ё – два. Почему? - Потому что стоит в начале слова. -Скажите, а почему в слове еж в транскрипции мы пишем [ш] а не [ж]. (– Потому что в транскрипции записывается так как мы произносим.) -А как мы можем проверить правильность написания слова ЁЖ ? - Подобрать проверочное слово - нет (кого?) ежа. - Проверяем, какие слова у нас получились? (ответы детей) 5. С заданием справились, а теперь пойдем на улицу Садовую. Здесь растут множество различных растений. Игра: «Ромашка» - дети должны срывать лепестки ромашки и вставляя подходящую гласную букву прочитать слово и обьяснить его значение. Слова: Сал_ ат, кол_ска, н_с, пор_док, Кат_шка, сол_нка Слова можно записать в тетрадь, придумать разные варианты новых слов и составить предложения. 6. Мы попали на улицу Звериную. Перед нами Зоопарк. Зайдем и посмотрим разных животных. Физ. Мин. На общую моторику. « У жирафов» Каких животных мы встретили? (ответы детей, кто кого запомнил) 7. А следующая улица Заграничная. На этой улице все разговаривают на иностранных языках и мы с вами этому тоже научимся. Работа со слоговыми таблицами 1 группа детей читает слоги с гласными 1 ряда, другая читает слоги с гласными 2 ряда. 8. В конце города есть интересная улица под названием Загадочная. Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей) Загадки первую букву отгадки запишите в тетрадь. 1. Солнце жжет мою макушку Хочет сделать погремушку М ак 2. Круглый, зрелый, загорелый Попадался на зубок, расколоться он не смог. А попал под молоток – хрустнул – раз и треснул бок О рех 3. Кто его раздевает, тот слезы проливает Л УК 4. Два близнеца, два братца На нос верхом садятся О чки 5. Одной рукой всех встречает, Другой ручкой провожает Д верь 6. Что же это за девица? Не швея не мастерица. Ничего сама не шьет. А в иголках круглый год? Е ль 7. Явился в желтой шубке: Прощайте, две скорлупки. Цыпленок. Какое слово получилось М о л о д е ц! 9. Итог Ну что ж теперь мы дома и наша экскурсия по городу Грамотейка закончено. - Давайте подведем итоги. Выберите, пожалуйста, каждый тот значок который вы бы отнесли к сегодняшнему занятию и к самому себе. И объясните почему? А какое задание вам понравилось больше всего? На какой улице вы побывали? Что запомнилось? (ответы детей) И наше занятие подошло к концу. До свидания! | |
Просмотров: 683 | Загрузок: 25 | |
Всего комментариев: 0 | |