Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Гласные 1 и 2 ряда
СКАЧАТЬ (44.5 Kb) 07.12.2018, 12:34
Иванова Кира Анатольевна
Учитель-логопед МБОУ "Начальная школа - детский сад" г. Чебоксары
Тема: Экскурсия по городу Грамотейка.

Цель: дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Задачи:
-учить детей дифференцировать гласные 1-2 ряда;
-дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных 2 ряда;
-учить слышать раздвоенные йотированные гласные в различных позициях слова;
-воспитывать самоконтроль и желание работать при выполнении заданий.
-развивать высшие психические функции, мелкую и общую моторику.

Оборудование: тетрадки, ручки, слоговые таблицы, индивидуальные задания или карточки, магнитофон, ромашка.

Ход занятия:

1.Орг. момент:
- Первым сядет тот, чье имя …..
• Начинается с твердого согласного звука
• Начинается с мягкого согласного звука
• С гласного звука
• С глухого согласного звука
• Со звонкого согласного звука.
Дети называют свое имя и объясняют, почему им можно сесть.

Прочитайте слоги:
Ла-ля мо - мё са - ся ку - кю пэ - пе зы – зи
-В каком из слогов согласный звучит мягко? А в каком твердо?
- Что влияет на мягкость согласного?
-Прочитайте гласные, которые стоят после согласных звуков.
А, хотите ли вы узнать как появились гласные помогающие смягчать согласные звуки.?

2. Основная часть. (Знакомство с образование йотированных гласных)
Сказка:
Отправляемся на экскурсию по городу Грамотейка, побываем на самых интересных улицах. И первая - это улица Сказочная. А что можно делать на этой улице?
На этой улице мы послушаем сказку о гласных Я-Е-Ё-Ю и согласную Й.

«Давным – давно, жили дружно и весело гласные звуки А-О-У-Э. Был у них друг – согласный звук Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.
Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ними. Первой запела гласная А, а потом они запели вместе с согласным Й и получилось «ЙА-ЙА-ЙА» прислушались, остальные звуки и буквы услышали новый звук и назвали его буквой - Я (предложить детям пропеть вместе со звуками, обратить внимание детей на то что два звука дают новую букву Я) Потом звук Й запел вместе с другими и получились новые буквы. Так получились новые гласные буквы. Понравилась вам сказка? А какие новые буквы вы узнали? Ну что пора двигаться дальше.

3. Физкультминутка. Мы попали на следующую улицу. Давайте немного задержимся здесь на ул. Танцевальной и научимся танцевать лезгинку.
Упражнение « Лезгинка» (дети выполняют упражнение без музыки, а на других занятиях под музыку)

4. Нам пора двигаться дальше. Сейчас перед нами улица Строителей.
На этой улице построены дома, но пока в них нет жильцов. Давайте поможем расселить их. На первом этаже будут жить слоги, на втором маленькие слова, а на третьем предложения или словосочетания. А подсказка находиться на чердаке. А с какой буквой будем составлять слоги – слова - предложения вы выберите сами.
- Каждый берет себе домик и начнет работать. Попробуйте выполнить задание сами (дети выполняют работу на листах с домиками).

В остальных домиках на крыше написаны Е, Ё, Ю.

А какие слова получились? МЯЧ – хорошо, а как мы его произносим, напишем в транскрипции, [м'ач'], хорошо, а как записать слово Ёж -[йош] -Сколько звуков дает буква Ё – два. Почему?
- Потому что стоит в начале слова.
-Скажите, а почему в слове еж в транскрипции мы пишем [ш] а не [ж].
(– Потому что в транскрипции записывается так как мы произносим.)
-А как мы можем проверить правильность написания слова ЁЖ ?
- Подобрать проверочное слово - нет (кого?) ежа.
- Проверяем, какие слова у нас получились? (ответы детей)

5. С заданием справились, а теперь пойдем на улицу Садовую.
Здесь растут множество различных растений. Игра: «Ромашка»
- дети должны срывать лепестки ромашки и вставляя подходящую гласную букву прочитать слово и обьяснить его значение.
Слова: Сал_ ат, кол_ска, н_с, пор_док, Кат_шка, сол_нка
Слова можно записать в тетрадь, придумать разные варианты новых слов и составить предложения.

6. Мы попали на улицу Звериную. Перед нами Зоопарк. Зайдем и посмотрим разных животных.
Физ. Мин. На общую моторику.
« У жирафов»
Каких животных мы встретили? (ответы детей, кто кого запомнил)

7. А следующая улица Заграничная. На этой улице все разговаривают на иностранных языках и мы с вами этому тоже научимся.

Работа со слоговыми таблицами 1 группа детей читает слоги с гласными 1 ряда, другая читает слоги с гласными 2 ряда.

8. В конце города есть интересная улица под названием Загадочная. Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)

Загадки первую букву отгадки запишите в тетрадь.
1. Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку М ак

2. Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок, расколоться он не смог.
А попал под молоток – хрустнул – раз и треснул бок О рех

3. Кто его раздевает, тот слезы проливает Л УК

4. Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся О чки

5. Одной рукой всех встречает,
Другой ручкой провожает Д верь

6. Что же это за девица?
Не швея не мастерица.
Ничего сама не шьет.
А в иголках круглый год? Е ль

7. Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки. Цыпленок.

Какое слово получилось М о л о д е ц!

9. Итог
Ну что ж теперь мы дома и наша экскурсия по городу Грамотейка закончено.
- Давайте подведем итоги. Выберите, пожалуйста, каждый тот значок который вы бы отнесли к сегодняшнему занятию и к самому себе. И объясните почему? А какое задание вам понравилось больше всего? На какой улице вы побывали? Что запомнилось? (ответы детей) И наше занятие подошло к концу. До свидания!
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: kira1110
Просмотров: 683 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: