Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД |
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Как считают и измеряют время»
![]() | 16.04.2019, 18:25 |
Щекалева Светлана Владимировна Воспитатель МКДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида" г.Далматово, улица Харитонова 8 | |
в старшей группе Тема: «Как считают и измеряют время» Цель: привитие у воспитанников интереса к математике и исследовательской деятельности. Задачи по образовательным областям - развивать у детей познавательный интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени; закрепить счет в пределах второго десятка, названия и последовательность дней недели, развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. - формировать умение детей общаться со сверстниками во время проведения опытов, умение работать в паре. - активировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы), расширять представление детей о многообразии окружающего мира, формировать умения составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную. - развивать желания участвовать в совместной трудовой деятельности, формировать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей, и его результатам. - соблюдать правилами безопасного поведения во время проведения опытов на занятиях. -развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, привлекать внимание детей к оформлению книг, иллюстраций, выставок. Предварительная работа: чтение загадок, фантастических рассказов о времени, наблюдение за частями суток, днями недели. Материал: часы настенные, песочные, водяные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных циферблат с подвижными стрелками. Конспект. «Как считают и измеряют время» Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. -Здравствуйте, Дети: Здравствуйте! Воспитатель: А сейчас послушайте внимательно Леру, она вам загадает загадку, а вы её отгадайте. Ног нет, а хожу, рта не, а скажу- когда спать, когда вставать, когда работу начинать. Что это? Дети: часы. Воспитатель: Молодцы, а теперь нам Матвей загадает загадку. Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим. Что это? Дети: часы. Воспитатель: Дети, послушайте и определите, что это за звук. Дети: тикают часы Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужны часы? -Д: Воспитатель: А когда появилось время? -Дети: Воспитатель: Время было всегда. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите его. Что вы слышите в этом слове? -Дети: выполняют. Воспитатель: В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Проходит лето, проходит осень. И эта осень — новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. А день сегодня, дети, тот же, что был вчера или нет? -Дети: нет Воспитатель: Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера? -Какой день недели наступил сегодня? (Сравнение) -Время не возвращается, а идет вперед и только вперед. -А теперь вам Алина загадает загадку, а вы внимательно слушайте. Что за птицы пролетают По семерке в каждой стае? Вереницею летят, Не воротятся назад. Дети:Дни недели. Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Живая неделя» Возьмите со стола цифры. Под музыку маршируйте, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать по порядку от 1 до 7. Назови свой день недели. А теперь назовите соседей своего дня недели. Воспитатель: Кто соседи понедельника? - Дети говорят: -у понедельника соседи- воскресенье и вторник и т. д. Воспитатель: Дети, а как же люди определяли время - Когда спать? - Когда вставать? Когда работу начинать? Воспитатель: Люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное нам время. Что это за предмет? - Дети: часы. Воспитатель:Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. - Я расскажу, какие часы были раньше. История о часах. Давным — давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Вставало солнышко- пора вставать и так до вечера. А вечером садилось солнышко — пора спать. Но однажды человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление это один час. Вместо стерженька для стрелок — тень от колышка. Ходит по небу солнце — ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Слайд № 1 Воспитатель: Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. А почему? -Дети: нет солнца- нет тени. Слайд №2 Воспитатель: В старое время были у людей и другие часы -живые Послушайте нам Яна загадку загадает. В лесок с берёзками, дубами Идём мы завтра за грибами. Уже пора ложиться спать, Нам рано поутру вставать. Мы быстро проглотили ужин. Будильник нам совсем не нужен. Вот за окном закат потух. Разбудит на заре … (ПЕТУХ). Слайд №3 Воспитатель: Эти часы ходят важно по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат : «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро». Хоть петух и кричит в одно и тоже время, но и с ним бывают оплошности: то во сне с насеста свалится — раньше времени крик поднимет, то лисы испугается и начнет кричать, то во сне что-нибудь померещиться и раскричится. Надежды на него маловато. -Дети, а вы слышали, когда - ни будь такое выражение: «Время течёт»? -Дети:- Воспитатель: а ведь когда -то время действительно текло и капало. Дети, посмотрите на экран. В высокий узкий сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки- отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Но водяные часы также оказались неудобными — требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. 5 Слайд №4 Водяные часы - «клепсидра» Много тысяч лет назад китайцы и египтяне использовали текущую воду для измерения времени. -Как вы думаете, работали такие часы ночью или в ненастный день? -Дети: ........... -Да, такие часы работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и даже ночью. -Я предлагаю вам провести опыт с водяными часами. Слайд №5 Опыт с водяными часами- «клепсидра» Оборудование: две одинаковые бутылочки от воды, прочная липкая лента, гвоздик. 1. Сделай гвоздиком маленькую дырку в дне одной бутылочки. На внешнюю стенку другой бутылочки наносим шкалу. 2. Прикрепим клейкой лентой обе бутылочки, бутылочку со шкалой - внизу. 3. Заполняем бутылочку подкрашенной водой, переворачиваем и засекаем время, за которое вода поднимается до каждой следующей отметки в нижней бутылке. А теперь поиграем в логоритмическую игру «Часы» Кто там ходит влево-вправо? (вместе, в такт поочередно, влево, вправо) Это маятник в часах. (в центре) Он работает исправно (в центре) И твердит: «Тик-так, тик-так» (ритмичный стук в влево, вправо) . А над ним сидит кукушка. (вверху, палочка о палочку) Это вовсе не игрушка. (вверху, палочка о палочку) Птица дверцу отворяет, (по кругу, ритм. движения) Время точно сообщает (по кругу, ритм. движения) . А часы идут, идут. ( концом палочки о конец) Не спешат, не отстают. (концом палочки о конец) Мы без них не будем знать, (правая и левая палочки показывают вперед) Что уже пора вставать. (встают, марш на месте) А теперь пора нам, братцы, (марш на месте). За занятие приниматься. Воспитатель: «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами пользуются и теперь, например врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают необходимые лечебные процедуры. Рассматривают песочные часы. Слайд №6 Слайд №7 Воспитатель: На Красной площади в Москве были запущены самые большие в мире песочные часы, высота которых составляла 12 метров! Это чудо инженерной мысли было построено из акрилового стекла и стали по заказу немецкого концерна BMW. За высоким забором перед Собором Василия, Блаженного на Красной площади инженеры в течение девяти дней, собирали конструкцию. В верхней сфере часов расположены около 180.000 металлических блестящих шариков, которые медленно падали вниз, отсчитывая оставшееся время до 8 июля 2008 года, когда в Москве состоялось торжественное мероприятие BMW под слоганом: Никогда не стой на месте! Слайд №8 Воспитатель: Восковая свеча- тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, черно- белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую полоску делили на 24 части. Да , время не только течет но ещё и сгорает и сейчас мы вместе с ребятами посмотрим, как сгорает время, проведем опыт со свечой. Опыты с горящей свечой. На подставке стоит свеча, поджигаю фитилек и смотрим как сгорает деление на свече (время, 1 минутка) Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Собери и узнай, чего не хватает в часах» На столе...... -Чего же не хватает? (цифры 2,4) А сейчас подойдите к выставке и посмотрите какие существуют часы. Воспитатель: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек. - Сегодня, вы узнали много интересного из истории часов. - Какие часы вам больше всего запомнились? – А теперь вам домашнее задание: рассказать вечером родителям о том, что вы нового узнали о часах на занятии. | |
Просмотров: 589 | Загрузок: 11 | |
Всего комментариев: 0 | |