Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Конспект занятия по профориентации в 10 классе
СКАЧАТЬ (1.37 Mb) 21.01.2019, 09:57
Ксенофонтова Анна Александровна
воспитатель БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Конспект занятия по профориентации на тему «Основы выбора профессии»

Цель занятия: активизировать процесс профессионального самоопределения; помочь сделать предварительный профессиональный выбор, учитывая ресурсы собственного здоровья.

Задачи:
Образовательные: Способствовать сознательному выбору дальнейшей формы обучения и профессии с учётом предъявляемых требований к состоянию здоровья, готовности к профессиональному самоопределению.
Развивающие: Развитие у обучающихся знаний о методах самопознания и самовоспитания, Развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути с учётом сохранения своего здоровья, и помочь им в применении этих знаний на практике,
Воспитательные: Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий с учётом сохранения своего здоровья.
Коррекционно – развивающие: Развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях речевого общения; развитие логического мышления, речи, обогащение словарного запаса; коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.
[i]Форма проведения:[/i] час общения.
Оснащение занятия: интерактивная доска, карточки с заданиями, компьютер, презентация SmartNotebook14.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступительное слово.
- Ребята, на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
1.Организационный момент. Проверка слухового режима. Работа с экраном.
- [Ты меня слышишь? …Яна]
- [Как ты меня слышишь? … Кристина]
- [Какое у тебя настроение? …Катя]
- [Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя».

Фонетическая зарядка
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу
Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя, Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею Каждый выбирает для себя.
- [Послушайте, как прочитаю его я.]
- [Давайте найдем главное слово в каждом предложении.]
- [Теперь давайте прочитаем это стихотворение, выделяя главное слово.]
- [Какой глагол повторяется?... ] - «Выбирает»
- [Прочитай …Жана]
«Выбирать - рассматривать множество имеющихся вариантов, определяя нужные или желательные и отвергая ненужные или нежелательные»

2. Определение темы и цели занятия
- Послушайте. [О чем это стихотворение? ]
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? Тему этого занятия вы назовёте сами, когда решите анаграмму. Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.
СОНВОЫ ВЫОБРА ПОИФЕСРСИ
Расставьте буквы на свои места, и вы сможете назвать тему занятия.

Тема «Основы выбора профессии»
- [Прочитай тему занятия …Яна]
- [Прочитай тему занятия …Кристина]
- Сделать выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий? В мире их существует более 50 тысяч. Сколько из них мы себе более или менее представляем? Как найти среди них свою? На что ориентироваться? Как сделать этот выбор?
- Для того чтобы выбрать профессию, мы должны знать какие же существуют профессии. Мы с вами уже знакомы с классификацией профессора Е.А. Климова по предмету труда т. е. это то, с чем работает человек. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
- Какие это типы профессий? Ответы детей.

3. Повторение пройденного материала:
- Послушайте, какое я сейчас читаю предложение и дополните его.
[Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды – это Человек - природа]
[Все творческие специальности это – тип Человек - художественный образ]
[Все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками это тип - Человек – знаковая система]
[Все профессии, связанные с техникой это тип - Человек - техника]
[Все профессии, связанные с обслуживанием людей это тип - Человек - человек]
- Мы вспомнили, какие типы профессий выделяют в науке на основе классификации Е.А. Климова. Следующее задание на карточках, подпишите карточки и напишите дату.
- Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся группы слов, в соседнем столбике напишите название профессии и тип профессии. Я даю вам на выполнение этого задания 10 минут. (Приложение 1)
1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор).
2. Ясли, детский сад, игра, прогулки, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие. (Воспитатель детского сада).
3. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном).
4. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель).
5. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счёт. (Контролёр в банке).
- Ваше время истекло. Завершили работу. Теперь давайте проверим правильно ли вы сделали.
- Итак, мы с вами вспомнили типы профессий по Климову.
- Что мы сделали?

4. Информационный блок «Самый лучший выбор»
- Профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную свою. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо». Вы с этой формулой уже знакомы.
- Как правильно выбрать профессию?
- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»), что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?».
- Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). «Посильно ли это Тебе?»
- В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные. В окружность «могу» - наши таланты, способности, возможности.А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация
- Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится это описание, а также подумайте, к какому рисунку вы отнесёте себя:
- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№ 3.)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
- Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
- Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
- Я вас просила подумать к какому варианту вы отнесёте себя. Итак, к какому варианту отнесёт себя Ваня? Катя? Кристина? Яна?
- Почему ты относишь себя к этому варианту?
- Ребята, что бы вы посоветовали …?

5. Заключительное слово
- Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
- Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. - Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

5. Рефлексия
Обучающимся предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями.
- Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Почему? Что было для вас полезным? Что именно запомнилось? Что еще бы хотели услышать о выборе будущей профессии?
- Ребята, это занятие мы начали со стихотворения «Каждый выбирает для себя». Каждый из вас сам выбирает свой путь. Каждый из вас сам выбирает профессию.
- Поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Желаю вам определится с вашими «хочу, могу и надо» и выбрать профессию по душе.

Спасибо за занятие.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: anna27
Просмотров: 1192 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: