Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Конспект занятия. Тема занятия: Самооценка человека.
СКАЧАТЬ (69.1 Kb) 15.04.2019, 12:35
Таланкина Надежда Юрьевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО "Центр детского творчества"
Тема занятия: Самооценка человека

Цель: знакомство с понятием самооценка, приобретение навыков открытого выражения чувств, способов повышения самооценки.

Упражнение-разминка «Разведчик» Все сидят в кругу.
Я буду быстро задавать вопрос, но отвечать на него должен не тот, кого я спрошу, а сосед справа. Будьте внимательны.
1. Какая твоя самая любимая игрушка детства?
2. Куда бы тебе хотелось съездить этим летом на отдых?
3. На что бы ты потратила крупный выигрыш в лотерее?
4. Кого ты считаешь тремя величайшими музыкантами в мире?
5. Каким должен быть, на твой взгляд, идеальный учитель?
6. Что тебе хочется съесть, когда грустишь?
7. А какое блюдо может поднять твоё настроение?
8. Сможешь назвать свои самые лучшие 5 качеств?
9. Тебе нравится смотреть жестокие фильмы: боевики, ужасы?
10. Как бы ты описала друзьям своих родителей?
11. Считаете себя умнее, способней своих друзей?
12. Когда у тебя нет настроения, можешь из-за этого обидеть других?
13. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
14. Чтобы выбрала для себя: крылья, лапы или хвост?
15. Каким животным согласилась бы стать на один день: зайцем, кротом или скунсом?
16. По какому предмету тебе больше всего не нравится учитель?
17. Хотела бы завести необычное домашнее животное, например, енота или змею? Время: 15 мин.
Тест-игра «Самооценка»
Перед вами ряд из 8 кружков. Необходимо быстро вписать в один кружок букву «Я».
Педагог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.
Время: 5 минут
Теоретическая часть
Самооценка человека - это личностное суждение человека о собственной ценности. Кто-то адекватно себя оценивает, кто-то принижает, а кто-то наоборот преувеличивает свою ценность. Почти каждый согласится с утверждением, что хорошая, здравая самооценка очень важна, но лишь немногие понимают, как прийти к осознанию собственной значимости. Наша самооценка складывается из мысленного представления всех понятий, сформировавшихся за прожитые годы. В конце концов это представление настолько впечатывается в подсознание, что начинает жить само по себе, и мы просто забываем, что сами создали его, а потому можем изменить и переделать.
Как и из чего складывается самооценка человека? Послушать ответы.
Давайте пристальнее посмотрим, как складывается самооценка. В детстве, когда впервые закладывается «ценность» человека, мы впитываем представления о себе от окружающих. И если ребенок видел от родителей любовь и поддержку, то, скорее всего, став взрослым, он будет относится к себе хорошо. Если же родители бранили, высмеивали или унижали свое чадо, то в дальнейшем у такого человека выработается менее позитивная самооценка. Повзрослев, мы входим в большой мир ровесников и старших, и бесчисленные новые познания накладывают на нас свой отпечаток. К сожалению, если вы привыкли придавать слишком большое значение неизбежным жизненным разочарованиям, то не исключено, что именно разочарованность станет главной частью вашего имиджа.
Как необходимо относиться к себе и себя оценивать?
Если не ухаживать за машиной, она неизбежно сломается. Если перестать следить за порядком в доме, он обветшает и развалится. Точно также необходимо заботиться и о своей самооценке, если хотите быть сильными и полными жизни. Невежество и пренебрежение к себе занизят самооценку. Возьмите за правило заботиться об отношении к себе, как о себе самом.
Жизнь полна периодически возникающими разочарованиями, душевной болью, поражениями и проблемами, и, если не быть осторожным, этот груз просто утянет вас на дно.
Существует формула: самоуважение = успех /притязание
Повысить самооценку можно либо увеличив числитель - свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель- уровень своих притязаний. Таким образом, наше самочувствие, наша самооценка зависит от нас самих.
Необходимо укреплять самооценку, чтобы поддержать здоровый имидж. Можно добиться этого, настраивая наше сознание на положительные, вдохновляющие, рождающие душевный подъем мысли о собственной персоне. Иногда полезно даже немного смошенничать и включить сюда мечты, еще не ставшие реальностью. Помните, что подсознание примет любые соображения, постоянно у вас возникающие, независимо от того, правдивы они или нет. В конечном итоге эти мысли станут частью вашего образа.

Три следующие концепции могут улучшить вашу самооценку:

1. Вы уникальны
Ни один человек на свете не способен мыслить, как вы, никто не может сделать что-то лучше вас. Большинство людей считает, что они заурядны, но уж ВЫ-то не сделаете такой ошибки. Даже и не пытайтесь искать подтверждений своей уникальности; просто думайте и поступайте соответственно. Радуйтесь мысли, что живете на земле и, что вы хороши такими, каковы есть. Держитесь с достоинством, которого заслуживаете и ставьте себя в выгодное положение.
Не сравнивайте себя с другими людьми, потому как вы разные. Каждый человек уникален и имеет свой список ценностей. Развивайте свои способности, познавайте себя, и мир откроется вам с разных сторон, где вы сможете проявить себя.

2. Вы можете сделать всё, что захотите
Мы забываем, что жизнь предоставляет безграничные возможности и варианты, и слишком часто, просто погрязнув в обыденности и рутине, упускаем из виду, чего можем достигнуть, приложив усилия.
Вы можете:
- выучить иностранный язык;
- научиться играть на музыкальных инструментах;
- научиться ремеслу;
- начать научно-исследовательскую работу;
- думать обо всем.
Так что же вы не в состоянии сделать при соответствующем настроении? В вашем мозгу, как в хорошем компьютере, уже написаны обширные программы, проигрывающие все варианты. Можно это назвать «нашими голографическими возможностями». Из томатного семечка может вырасти лишь томат. Роза может стать только розой. Их удел - существовать в реальности, но вы обладаете неограниченным потенциалом. Какое бы зерно вы ни выбрали, оно может прорасти в вас.

3. У вас безграничная власть над собой
Каждый день вы просыпаетесь, обладая безграничной властью - неограниченными возможностями. Речь идет о способности выбрать свой собственный образ мышления. Никто не может говорить вам, как или о чём думать. Вы и только вы определяете, что делать с этой властью. Вы в состоянии создать, построить или стабилизировать любую область вашей жизни.
И перестаньте себя жалеть! Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны – берите ответственность на себя. Время: 15 мин.

Упражнение «Ступеньки»
Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.

Инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
Ключ к этой методике:
 1-4 ступенька – самооценка занижена
 5-7 ступенька – самооценка адекватна
 8-10 ступенька – самооценка завышена.
Время: 5 мин.

Теоретическая часть
Виды самооценки
Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Объективная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.
Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины
Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты ни на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должна слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей.

Завышенная самооценка и ее причины
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
Определите, пожалуйста, какому герою какая самооценка принадлежит.
Время: 15 мин.

Упражнение «Я люблю себя, даже когда...»
Цель: выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.
Необходимые материалы: листы бумаги (А4), цветные маркеры или карандаши.
Процесс: Предложите участникам нарисовать в центре листа самого себя.
Затем дайте следующие инструкции:
а) Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.
б) Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.
в) Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе (используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).
г) Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.
д) После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подумать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда ...».
е) Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас как человека. Помните, что при любых обстоятельствах вы достойны быть любимым.
Попросите участников вернуться в одну группу. Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.
Когда все закончат, вы можете предложить им взять рисунки домой и повесить там.
Время: 20 мин.

Упражнение «Представление себя»
Цель: формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств.
Инструкция: «В представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать всё свое время – это вкусно готовить и угощать».
Время: 15 мин.
Упражнение «Леопольд»
Цель: отработать навыки убеждения, умение найти подход к каждому, создать образа человека, которому можно доверять.
Процесс: Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, нужно это подчеркнуть группе.
Инструкция: «Вспомните сюжет мультфильма про Леопольда. Там дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты — опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.»
Обсуждение:
1. Что делает наши презентации заслуживающими доверия?
2. Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому?
3. Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
Время: 20 минут
Тест для тинэйджеров Э.М.Александровская
Каким ты выглядишь в глазах других. Ответьте на следующие вопросы, выбрав один из предлагаемых ответов.

1.Мой любимый цвет:
А. Красный или оранжевый.
Б. Белый.
В. Черный.
Г. Темно-синий.
Д. Желтый.
Е. Коричневый.
Ж. Зеленый.

2. Когда я ложусь спать, Я лежу:
А. На спине.
Б. На животе.
В. На боку.
Г. Закрыв рукой голов.
Д. С головой под одеялом.

3. Когда я иду на вечеринку, Я:
А. Надеваю яркую одежду, захожу в комнату с шумом, в надежде, что все обратят на меня внимание.
Б. Надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых.
В. Надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.

4.Я хожу:
А. Большими быстрыми шагами.
Б. Маленькими, быстрыми шагами.
В. Не очень быстро, голова вперед.
Г. Не очень быстро, голова вниз.
Д. Медленно.

5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
А. Сразу после того, как проснусь.
Б. Днем.
В. Поздно вечером.

6. Если происходит что-то смешное, то я:
А. Громко смеюсь.
Б. Тихо смеюсь.
В. Смеюсь про себя.
Г. Широко улыбаюсь.

7. Когда я разговариваю с людьми, то:
А. Я стою со скрещенными руками.
Б. Держу руки впереди себя.
В. Одну или обе руки держу на боку.
Г. Дотрагиваюсь до собеседника.
Д. Дотрагиваюсь до своего лица или волос.
Е. Люблю держать в руках какой-нибудь предмет.

8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то я:
А. Держу колени руками.
Б. Сижу нога на ногу.
В. Вытягиваю ноги перед собой.
Г. Одна нога подо мной.

Ключ к тесту.

42 и более баллов: окружающие тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые - боятся. Тебе нелегко завязать дружбу.
От 35 до 41 балла: окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент, нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть в тебе лидера.
От 27 до 34 баллов: тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы с тобой дружить.
От 20 до 26 баллов: ты осторожен и практичен. Друзья доверяют тебе, ты – им.
Менее 20 баллов: окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен: прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь. Время: 15 минут

Упражнение «Комплимент».
Давайте скажем друг другу несколько приятных слов, сделаем друг другу комплимент, который сможет поднять настроение.
Обсуждение: Трудно ли говорить человеку комплимент? Что вы чувствовали, когда получали комплимент? Поднимают ли комплименты вашу самооценку? Изменилось ли ваше представление о себе?
Время: 10 минут
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: ЛучшееПредложение
Просмотров: 738 | Загрузок: 17 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: