Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД |
«Не жгите опавшей листвы».
19.11.2018, 18:15 | |
Суворова Зоя Васильевна учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 49" г.Новоуральск Свердловской области | |
Класс: 1 Тема занятия: «Не жгите опавшей листвы». Форма занятия: прогулка. Цель: Создание условий для формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы через развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах путем наблюдения за изменениями в природе. Планируемые образовательные результаты. Личностные: - получить эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности; -уважительно относиться к иному мнению; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные: -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных) в соответствии с содержанием конкретного мероприятия. Предметные: -развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире путем наблюдения. Формируемые УУД Познавательные УУД: совершенствовать умение делать выводы на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе; находить общее решение; умение аргументировать свое предложение;развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве. Регулятивные УУД: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности. Технология и методы: Занятие проходит в технологии развития критического мышления и имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление. При использовании данной технологии у детей: 1.формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 2 формируется умение работать в группе; находить общее решение; умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 3. развивается интерес к процессу познания. 4 формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни. Оборудование: демонстрационный материал, наборы для практических заданий во время игры, заготовки листьев из бумаги для оформления гирлянды. Ход занятия 1.Вызов Цель: определить уровень знаний детей, активизировать подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся. Учитель: “ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу. Что можно для этого сделать? - Изучить её. - Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем нашу прогулку. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года, как оно зовется? - Осень - Ребята, посмотрите вокруг, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? - Птицы тоскливо переговариваются, ветерок шелестит листвой. - А сколько листьев у нас под ногами! Поднимите по одному листку и давайте рассмотрим их(Дети взяли по листочку). - На что похож лист клена? На что похож листочек у рябины? У березы? - На ладонь, на перышки, на сердечко(выслушиваем 2-3 ответа). - Какого цвета у тебя листочек? - Желтого, красного. - Как сказать одним словом обо всех листочках, какого они цвета? - Разноцветные. - Посмотрите на листочки, друг у друга они похожи? - Да, нет. -А почему разные? -С разных деревьев. -Каких деревьев вокруг нас больше всего? -Берез. - Подойдите, пожалуйста, к березе, обнимите ее, а она подарит вам много сил. - Почему под ногами много листьев? - Осенью бывает листопад. - Осень. Скоро скверы городов, рощи и леса превратятся в яркий букет. Любуйся и радуйся. В погожий денек так хорошо побродить по опавшей листве. В лесу опавшие листья никто и никогда не убирает, природе они нужны. [/b]Мозговой штурм: - Зачем природе опавшая листва? -Листочки покроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Из листьев образуется удобрение для растений. - Как можно использовать опавшую листву? - Слетевшие листья можно положить в толстую книгу. (Показ работы) Лист засушивается, получается гербарий. Ветер с запада летел на восток, Обрывал кленовый листок, Он родился прошлой весной, Весь такой красивый, резной. (Учитель показывает.) Желтый, по краям красный, Лист кленовый, такой прекрасный. Я дарю тебе его от души, В толстой книжке его засуши. Он тебя согреет зимой, Лист осенний – подарок мой. Можно сделать осеннюю картину (панно) из листьев и подарить другу,бабушке,маме. А еще опавшая листва здорово шуршит под ногами; можно ходить по ней и слушать шорох собственных шагов. А если листьев много, то представлять себя бредущим по колено в воде, с трудом раздвигая “волны”. Попробуйте.(Дети ходят по листве и слушают шорох листьев.) - Взрослые утверждают, что запах прелых листьев успокаивающе действует на нервную систему, снимает усталость. Вот бы окружили нас всех эти запахом!( Дети берут охапку листьев и нюхают их, после этого идет обсуждение). Результат этапа: возникновение у учащихся познавательной активности и положительного настроя на занятие. 2. Осмысление Цель: вступить в контакт с новой информацией. Проблемный вопрос - Вы видели, как осенью люди сгребают листву в кучи и поджигают их? -Давайте поговорим, а нужно ли это делать? Почему? (Дети высказывают предположения: можно,нельзя). - Среди опавших листьях прячутся живые существа, такие как божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода и участвующие в процессе образования почвы. Кто притаился среди листьев ? (Детям предлагается раздвинуть листья и найти там насекомых) По земле передвигаются маленькие живые существа.Когда люди сжигают листву, то погибают живые существа, находящиеся в ней. И тогда вместо запаха прелых листьев, который успокаивает нервную систему, мы получаем дым, очень вредный для нашего здоровья. Иногда листья жгут по глупости, например, мальчишки, которым не рассказывали, что это вредно, а им нравится сам процесс поджога. Иногда – дворники, которые знают, что этого делать не следует, но они вынуждены сжигать опавшую листву, так как в мусорные контейнеры сбрасывать ее нельзя, а во дворе должен быть порядок и чистота. Какой же вред от поджога листьев? - Может произойти пожар. - Часто с листьями горит мусор, который увеличивает загрязнения атмосферы. Если в кучу опавших листьев попадает полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка, то при горении образуется более 70 различных опасных веществ. Кроме того дым проникает в квартиры и детские сады. Повсюду становится невозможно дышать. А так же, поджог осенних листьев и трав может стать причиной пожара, если рядом есть строения. При сжигании листьев верхний слой почвы получает ожог и на этом месте несколько лет не растет ничего. Обстановка с пожарами за I полугодие 2018г. На территории Новоуральского городского округа было зарегистрировано - 205 пожаров. Если опавшие листья сжигать нельзя, то что с ними можно сделать? Не убирать там, где это можно: в полисадниках, на огородах, в парках и скверах. Убирать там, где листва мешает (с дорог и тротуаров) и переносить туда,где она нужна-то есть под деревья. Собрать много листвы и вызвать представителей местного самоуправления, чтобы они ее вывезли. Результат этапа: дети осознают вред от поджога листьев. 3. Подвижная игра «Костер» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений. Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к « костру» больше песка, т.е. лучше потушит «костер». Результат этапа:дети в результате игры учились выполнять правила, эмоционально отдохнули. Кленовый листочек(сказка). Жил – был кленовый листочек. Был он зелёный–презелёный, как тысячи его братьев. Листочек не хотел быть таким же, как все и очень грустил из-за этого. «Не печалься!» - сказал ему ворон. - «Скоро придёт золотая осень и раскрасит тебя!» задумался листочек: «Интересно, какая она, золотая осень? Наверное, у неё золотые волосы, ласковая улыбка и очень добрая душа!» С этими мыслями он и уснул… Утром открыл листочек глаза и удивился! Вокруг всё золотое, красное, разноцветное! «Что же это?» - спросил он у ворона. «Это пришла золотая осень», – ответил ворон. «А как же я?» - по-думал листик. Он опустил глаза и ахнул! Теперь его наряд сиял яркими красками! Тут тебе и жёлтый, и фиолетовый, и оранжевый! Листочек сорвался с ветки и закружился в радостном вальсе. «Спасибо тебе, царевна Осень! Ты и правда золотая!» - прокричал, смеясь, листик и полетел над лесом, любуясь золотым убранством природы. Учитель: А я вам приготовила листики. От какого они дерева?(Ответы детей) Я хочу, чтобы вы тоже как волшебница-осень раскрасили их. И у нас получится красивая осенняя гирлянда. 4.Рефлексия Цель: анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями. - Ребята, попробуйте продолжить следующие предложения Я узнал... Я удивился... Я задумался... Я запомнил... (выслушивает ответы детей) Учитель: Закончить путешествие по осеннему лесу я хочу словами: Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь. Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь! Результат этапа:обучающиеся оценили собственную деятельность. | |
Просмотров: 1667 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |