Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

«Не жгите опавшей листвы».
19.11.2018, 18:15
Суворова Зоя Васильевна
учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 49" г.Новоуральск Свердловской области
Прогулка - предостережение
Класс: 1
Тема занятия: «Не жгите опавшей листвы».
Форма занятия: прогулка.
Цель:
Создание условий для формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы через развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах путем наблюдения за изменениями в природе.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
- получить эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;
-уважительно относиться к иному мнению;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных) в соответствии с содержанием конкретного мероприятия.
Предметные:
-развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире путем наблюдения.
Формируемые УУД
Познавательные УУД: совершенствовать умение делать выводы на основе наблюдений.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе; находить общее решение; умение аргументировать свое предложение;развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве.
Регулятивные УУД: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Технология и методы: Занятие проходит в технологии развития критического мышления и имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление.
При использовании данной технологии у детей:
1.формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
2 формируется умение работать в группе; находить общее решение; умение аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. развивается интерес к процессу познания.
4 формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Оборудование: демонстрационный материал, наборы для практических заданий во время игры, заготовки листьев из бумаги для оформления гирлянды.

Ход занятия
1.Вызов
Цель: определить уровень знаний детей, активизировать подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.
Учитель:
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский. Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу.
Что можно для этого сделать?
- Изучить её.
- Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем нашу прогулку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
- Осень
- Ребята, посмотрите вокруг, полюбуйтесь красотой
осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите?
- Птицы тоскливо переговариваются, ветерок
шелестит листвой.
- А сколько листьев у нас под ногами!
Поднимите по одному листку и давайте рассмотрим их(Дети взяли по листочку).
- На что похож лист клена?
На что похож листочек у рябины? У березы?
- На ладонь, на перышки, на сердечко(выслушиваем 2-3 ответа).
- Какого цвета у тебя листочек?
- Желтого, красного.
- Как сказать одним словом обо всех листочках, какого они цвета?
- Разноцветные.
- Посмотрите на листочки, друг у друга они похожи?
- Да, нет.
-А почему разные?
-С разных деревьев.
-Каких деревьев вокруг нас больше всего?
-Берез.
- Подойдите, пожалуйста, к березе, обнимите ее, а она подарит вам много сил.
- Почему под ногами много листьев?
- Осенью бывает листопад.
- Осень. Скоро скверы городов, рощи и леса превратятся в яркий букет. Любуйся и радуйся. В погожий денек так хорошо побродить по опавшей листве. В лесу опавшие листья никто и никогда не убирает, природе они нужны.
[/b]Мозговой штурм:
- Зачем природе опавшая листва?
-Листочки покроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Из листьев образуется удобрение для растений.
- Как можно использовать опавшую листву?
- Слетевшие листья можно положить в толстую книгу. (Показ работы) Лист засушивается, получается гербарий.
Ветер с запада летел на восток,
Обрывал кленовый листок,
Он родился прошлой весной,
Весь такой красивый, резной. (Учитель показывает.)
Желтый, по краям красный,
Лист кленовый, такой прекрасный.
Я дарю тебе его от души,
В толстой книжке его засуши.
Он тебя согреет зимой,
Лист осенний – подарок мой.
Можно сделать осеннюю картину (панно) из листьев и подарить другу,бабушке,маме.
А еще опавшая листва здорово шуршит под ногами; можно ходить по ней и слушать шорох собственных шагов. А если листьев много, то представлять себя бредущим по колено в воде, с трудом раздвигая “волны”. Попробуйте.(Дети ходят по листве и слушают шорох листьев.)
- Взрослые утверждают, что запах прелых листьев успокаивающе действует на нервную систему, снимает усталость. Вот бы окружили нас всех эти запахом!( Дети берут охапку листьев и нюхают их, после этого идет обсуждение).
Результат этапа: возникновение у учащихся познавательной активности и положительного настроя на занятие.

2. Осмысление
Цель: вступить в контакт с новой информацией.
Проблемный вопрос
- Вы видели, как осенью люди сгребают листву в кучи и поджигают их?
-Давайте поговорим, а нужно ли это делать? Почему?
(Дети высказывают предположения: можно,нельзя).
- Среди опавших листьях прячутся живые существа, такие как божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода и участвующие в процессе образования почвы. Кто притаился среди листьев ? (Детям предлагается раздвинуть листья и найти там насекомых) По земле передвигаются маленькие живые существа.Когда люди сжигают листву, то погибают живые существа, находящиеся в ней. И тогда вместо запаха прелых листьев, который успокаивает нервную систему, мы получаем дым, очень вредный для нашего здоровья.
Иногда листья жгут по глупости, например, мальчишки, которым не рассказывали, что это вредно, а им нравится сам процесс поджога.
Иногда – дворники, которые знают, что этого делать не следует, но они вынуждены сжигать опавшую листву, так как в мусорные контейнеры сбрасывать ее нельзя, а во дворе должен быть порядок и чистота.
Какой же вред от поджога листьев?
- Может произойти пожар.
- Часто с листьями горит мусор, который увеличивает загрязнения атмосферы. Если в кучу опавших листьев попадает полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка, то при горении образуется более 70 различных опасных веществ. Кроме того дым проникает в квартиры и детские сады. Повсюду становится невозможно дышать. А так же, поджог осенних листьев и трав может стать причиной пожара, если рядом есть строения.
При сжигании листьев верхний слой почвы получает ожог и на этом месте несколько лет не растет ничего.
Обстановка с пожарами за I полугодие 2018г.
На территории Новоуральского городского округа было зарегистрировано - 205 пожаров.
Если опавшие листья сжигать нельзя, то что с ними можно сделать?
Не убирать там, где это можно: в полисадниках, на огородах, в парках и скверах.
Убирать там, где листва мешает (с дорог и тротуаров) и переносить туда,где она нужна-то есть под деревья.
Собрать много листвы и вызвать представителей местного самоуправления, чтобы они ее вывезли.
Результат этапа: дети осознают вред от поджога листьев.

3. Подвижная игра «Костер»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к « костру» больше песка, т.е. лучше потушит «костер».
Результат этапа:дети в результате игры учились выполнять правила, эмоционально отдохнули.

Кленовый листочек(сказка).
Жил – был кленовый листочек. Был он зелёный–презелёный, как тысячи его братьев. Листочек не хотел быть таким же, как все и очень грустил из-за этого. «Не печалься!» - сказал ему ворон. - «Скоро придёт золотая осень и раскрасит тебя!» задумался листочек: «Интересно, какая она, золотая осень? Наверное, у неё золотые волосы, ласковая улыбка и очень добрая душа!» С этими мыслями он и уснул… Утром открыл листочек глаза и удивился! Вокруг всё золотое, красное, разноцветное! «Что же это?» - спросил он у ворона. «Это пришла золотая осень», – ответил ворон. «А как же я?» - по-думал листик. Он опустил глаза и ахнул! Теперь его наряд сиял яркими красками! Тут тебе и жёлтый, и фиолетовый, и оранжевый!
Листочек сорвался с ветки и закружился в радостном вальсе. «Спасибо тебе, царевна Осень! Ты и правда золотая!» - прокричал, смеясь, листик и полетел над лесом, любуясь золотым убранством природы.
Учитель: А я вам приготовила листики. От какого они дерева?(Ответы детей)
Я хочу, чтобы вы тоже как волшебница-осень раскрасили их. И у нас получится красивая осенняя гирлянда.

4.Рефлексия
Цель: анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.
- Ребята, попробуйте продолжить следующие предложения
Я узнал...
Я удивился...
Я задумался...
Я запомнил...
(выслушивает ответы детей)
Учитель: Закончить путешествие по осеннему лесу я хочу словами:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Результат этапа:обучающиеся оценили собственную деятельность.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: tjubu
Просмотров: 1667 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: