Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Конспекты уроков и НОД

Тема: «В стране шахматных чудес» Соколова Юлия Сергеевна
СКАЧАТЬ (92.4 Kb) 16.04.2019, 18:44
Соколова Юлия Сергеевна
воспитатель МКДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида" г.Далматово, улица Харитонова 8
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Оборудование магнитная шахматная доска –1, комплект магнитных шахматных фигур
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются с гостями.)
Ребята, вы любите играть? Соревноваться?
Воспитатель. Для этого вам нужно поделиться на две команды. Дети одетые в белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети одетые в черные накидки будут в команде «Черная ладья».(Воспитатель выбирает капитанов команд.)
Про шахматную доску
Ответы детей.
– Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.
Воспитатель. Первое задание вы должны отгадать загадки
Первая загадка. Слушайте внимательно.
1. Один раз погибает, а два раза родится.
(Пешка)
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь)
5. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
(Ферзь)
6. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
7. Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
8. На доске есть у меня две лошадки – два … (коня).
Воспитатель.
2. Во втором испытании вам необходимо отгадать шахматные фигуры. «Волшебный мешочек» дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру.
Давайте с вами поиграем.
– Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.
3. Игра "Собери доску":
помогите сложить шахматную доску. Или закрасить
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

4. "Блиц - вопрос": Слушаем внимательно вопрос. Кто знает тот руку поднимает.

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
-У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок? (конь)
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)

Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение
– Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.

Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

Воспитатель: шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рада, что вы любите играть в шахматы,
– И сейчас мы немножко поиграем. Каждая команда расставит свое войско на шахматной доске. Но для этого сначала вспомним на каких горизонталях стоят белая и черная армия?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали.
– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.
Волшебник. Молодцы потрудились от души и я сейчас вам вручу сладкие призы.
(Раздает сладости детям и взрослым, а затем уходит.)
Воспитатель. Юные шахматисты, путешествие по шахматному королевству закончилось. Скажите вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось?
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: mmarina
Просмотров: 533 | Загрузок: 12 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Дарья987  
Здравствуйте. Очень понравилось занятие. Хотелось бы только дать возможность детям придумать название команд и лучше сформулировать физминутку.

dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: