Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации) |
"Дидактические игры в развитии познавательных способностей дошкольников"
06.05.2019, 01:46 | |
Луцак Наталья Александровна воспитатель МБДОУ д/с № 50, г.Североморск, Мурманская область | |
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Классификация дидактических игр: а) с игрушками и предметами; б) настолько-печатные; в) словесные. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников. Возраст: Младшая группа. Задачи: Научить узнавать и называть предметы. Вариации: Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество. Возраст: Средняя группа. Задачи: Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. Вариации: Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы. Возраст: Старшая группа Задачи: Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. Вариации: Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Роль дидактических игр: воздействует на все стороны личности ребенка; выполняют обучающую функцию, развивают сенсорные способности детей; расширяют и активизирую словарь и речь детей, воспитывают уважение к труду человека и развивают эстетический вкус. «Каков ребенок в игре. Таков он будет в работе. Когда вырастет» А. С. Макаренко Вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю. ![]() ![]() Список использованной литературы: 1. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с. 2. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра. 3-7 лет. ФГОС / Н. В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2018. – 36 с. 3. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС / Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с. 4. Салмина, Н. Г. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 3-4 лет. ФГОС / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова, М.С. Милаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 98 с. 5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.: Сфера, 2015. – 112 с. | |
Просмотров: 644 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |