Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ДЕТВОРА»
15.03.2019, 13:13
Поткина Марина Николаевна
педагог дополнительного образования МАУДО "ЦДТ" г. Воткинска Удмуртской Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГОРОДА ВОТКИНСКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«ДЕТВОРА»
(декоративно-прикладное творчество)

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
М.Н. Поткина,
педагог дополнительного образования

Воткинск
2018 -2019 г

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Творчество значится, как индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предоставляет образовательная программа «Детвора». Программа имеет художественную направленность и посвящена изучению современного декоративно-прикладного искусства.
Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 5-7 лет.

Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No 1726 – р.), «Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11. 2006 N 06 – 1844).
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать друзьям, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Новизна программы прослеживается в подаче учебного материала, включая нетрадиционные методы и приемы работы, позволяющие получить новые знания. Примерами могут быть включение в состав занятий игровых технологий, пальчиковых упражнений. Учитывая возрастные особенности детей, программа помогает ребенку к школе определиться в своих творческих интересах.
Педагогическая целесообразность
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью; предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам, но на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практическим применением. Программа ориентирует на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделия.

Цель программы - формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через приобщение к основным видам декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы:
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, мелкую моторику рук.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
-Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения.
-Создать условия для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества и выбрать для себя приоритетное направление.

Уровень освоения программы:
1 год – стартовый уровень освоения программы.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 5-7 лет. Данный возраст имеет следующие особенности:
Возраст воспитанников Характеристики возрастных особенностей развития дошкольников
5-6 лет - у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,
- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,
- активно совершенствуется техника выполнения основных движений,
- в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени,
- дети используют обобщённые наглядно-образные средства (схемы, планы, чертежи и пр.) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций.
6–7 лет - у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,
- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме,
- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности,
- может рассказать о своём замысле (цели), способах его реализации, последовательности действий,
- способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять и согласовывать действия),
- формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.
Формирование групп учащихся: группы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Режим занятий:

Программа реализуется в течение учебного календарного года с сентября по май. Занятия проводятся во вторую половину дня, 2 раза в неделю по 2 академических часа. Количество занятий за год – 144 часа на группу. Продолжительность одного занятия – 30 - 35 минут. Согласно Республиканскому центру гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, время практической деятельности ребенка не должно превышать 60–70% от общей длительности занятия.
Наполняемость группы:12-15 человек.

Структура программы
Этапы образовательного процесса:

Материал программы строится от простого к сложному по линейно-концентрическому принципу.
Ступени программы являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любого модуля.
Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших учащихся на любом месяце обучения с учетом уровня подготовленности и возраста (по результатам входного контроля).
Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими их содержание, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.
В календарно-учебном графике разделы, темы занятий программы могут меняться местами, согласно логике народного и астрономического календаря или на усмотрение педагога.
В программе предусмотрена возможность вариативности освоения материала. Освоение теоретического материала возможно от уровня начальных базовых знаний до углубленного уровня. Практика: практическая часть реализуется через примерные задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.

Формы и режим занятий: занятие, практическое занятие, творческое занятие, выставка, творческая мастерская, мастер-класс, консультация, конкурс, игра.
Форма проведения занятий может быть в группе, по подгруппам, всем составом объединения. Выполнение работ возможно – индивидуально, по подгруппам, в парах и коллективно.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, изучение иллюстративного материала, показ образцов), практические (творческая работа, практическая работа).
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа- информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. Использование игровых приемов, художественной литературы и сюрпризных моментов делают занятия более увлекательными, помогают преодолевать возникающие трудности.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; проектные технологии; личностно-ориентированный подход.

Образовательная общеразвивающая программа «Детвора» ведется в тесной связи с такими школьными предметами, как ИЗО, природоведение, музыка, литература.
Изобразительная деятельность развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, способствует подготовке руки и глаза к письму, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Умение гармонично сочетать цвета, выстраивать композицию, видеть перспективу и вписывать предметы в интерьер – это умения, необходимые подрастающему человеку во многих сферах его дальнейшей жизни.
Занятие декоративно-прикладным творчеством пробуждает у ребенка эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе.
Музыкальные и литературные произведения служат инструментом для создания эмоционального фона занятия. За счёт использования мультимедийных и аудиосредств дети получают информацию об истории искусства, знакомятся с произведениями различных мастеров.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей.
1) Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений.
2) Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
3) Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
4) Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
5) Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

Техническое обеспечение реализации программы.
Кабинет, материалы, технические средства и инструменты для работы.
Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, стеллажами, шкафами для хранения материалов и инструментов, столом для руководителя.
Используемые материалы для работы: бумага (писчая, цветная, самоклеющая, тонированная), картон (цветной, белый), фломастеры, маркеры, цветные карандаши, клей ПВА, клей-карандаш, пластилин, ножницы, кисти, акварельная краска, бросовый материал (ватные палочки, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.), природный материал (шишки, листья, ветки, ореховая скорлупа и т.д. ).
Демонстрационный материал: наглядные пособия, иллюстрации, фотографии, образцы работ, художественная литература.
Технические средства: ноутбук, диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.

Методическое обеспечение реализации программы.
Методические материалы разработаны по разделам, темам учебного плана (Приложение 1).

Контрольно-измерительные материалы программы включают в себя материалы для проведения входного, промежуточного, итогового контроля (Приложение 2). Также предусмотрены различные формы проверок усвоенных знаний, умений, навыков: регулярность посещения занятий, тестирование, участие в творческих выставках, конкурсах; индивидуальные/групповые достижения по итогам участия в мероприятиях городского, республиканского, российского уровня.

Формы подведения итогов реализации программы:
Практическая работа, творческая работа. Коллективный анализ, самоанализ, взаимооценка выполненных работ, просмотр работ, выполненных за определенный период. Защита творческой работы в объединении, творческого проекта. Выставка, конкурс и т.д. Подготовка и проведение мастерских, мастер классов. Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты:
Ученики должны знать:
- знать правила техники безопасности при работе с художествеными инструментами;
- знать виды декоративно-прикладных направлений ручного творчества;
- знать, такие понятия, как «аппликация», «оригами», «квиллинг», «фоамиран»» и др;
- знать характерные особенности народного искусства и историю развития промыслов;
- знать традиционные и нетрадиционные виды изобразительной деятельности;
- знать технологии работы с текстилем, пряжей, технологии обработки природных и бросовых материалов.

Ученики должны уметь:
- уметь работать в группе, научиться взаимовыручке и уважительному отношению к своим одногруппникам;
- уметь аккуратно и терпеливо преобразовать материал (изделие);
- уметь выделять главное в своей работе, доводить дело до конца;
- уметь ценить время, отведенное на занятие, правильно организую свое рабочее место и порядок на столе;
- уметь изготавливать трафареты и шаблоны, пользоваться различными видами бумаги, подготавливать к работе декорируемую поверхность.

Учебно-тематический план

№ Название разделов, тем Количество часов Форма контроля
Теория Практика Всего
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты для занятий. 2 - 2 Беседа.

Практическая работа
2. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Современные виды творчества. 2 2 4
3. Рисование (в т.ч нетрадиционными техниками) 6 8 14 Практическая работа. Минивыставка внутри объединения.
3.1 Основы цветоведения. Цветовой круг. Рисунок «Радуга» 1 1 2
3.2 Рисуем акварелью «Моя любимая игрушка» 1 1 2
3.3 Нетрадиционные техники рисования. Рисунок пальчиками «Дерево» 1 1 2
3.4Рисуем штампами. Отпечатки природными материалами. Рисунок «Виноград», «Смородинка». 1 3 4
3.5 Рисование ватными палочками на свободную тематику («Мир вокруг») 1 1 2
3.6 Рисование по сырому листу «Щенок» 1 1 2
4. Работа с бумагой 9 21 30 Практическая работа.
Минивыставка внутри объединения.
4.1 Знакомство с техникой аппликации. Навыки вырезания. 1
3
4

4.2 Аппликация из геометрических фигур «Светофор». 1
1
2

4.3 Аппликация для развития мелкой моторики рук «Ежик в траве» 1 3 4
4.4 Обрывная аппликация «Клоун» 1 3 4
4.5Аппликация из салфеток «Бабочка»/ «Машинка» (на выбор) 1 3 4
4.6 Оригами. «Аленький цветок» 1 1 2
4.7 Квиллинг. Композиция «Воздушные шарики» 1 3 4
4.8 Создание блокнота – малышки 1 3 4
4.9 Подарок на День Матери. Цветок на шпажке «Роза» 1 1 2
5. Работа с природными материалами 7 9 16 Практическая работа. Минивыставкавнутри объединения.
5.1 Прессованная флористика. Сборка и сушка трав, листьев. 1
3
4

5.1.1Аппликация «Березка» 1 1 2
5.1.2 Аппликация «Львенок» 1 1 2
5.2 Новогодняя мастерская. Изготовление открыток и игрушек (сувениров) 1 1 2
Изготовление новогодних сувениров из шишек 1 1 2
Изготовление новогодних сувениров из бересты 1 1 2
Изготовление календаря на 2019 год. Аппликация 1 1 2
6. Современное прикладное творчество (СВП) 8 24 32 Практическая работа. Минивыставка внутри объединения.
6.1 Виды СВП. Коллаж «Мой мир» 1 3 4
6.2 Фоамиран. Фоторамка 1 3 4
6.3 Работа с сыпучими материалами (крупы).Панно« Грибы на полянке» 1 3 4
6.4 Аппликация из ватных дисков «Парашют» (к 23 февраля) 1 3 4
6.5 Аппликация из ваты «Пингвин» 1 3 4
6.6 Работа с бросовыми материалами. Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик» 1 3 4
6.7 Открытка с декором из ватных палочек «Одуванчик» 1 3 4
6.8 Коктейльные трубочки. Изделие «Цыпленок» 1 3 4
7. Ткани и пряжа 3 11 14
7.1 Особенности и технология работы. Брелок из пряжи «Шапочка» 1 5 6
7.2 Аппликация из ткани «Воздушный шар» 1 3 4
7.3 Ниткография. Панно «Ромашка» 1 3 4
8.
Работа с пластичными материалами 4 12 16 Практическая работа. Минивыставка внутри объединения.
8.1 Лепка из пластилина. Этапы и приемы работы. Композиция «Фрукты» 1 3 4
8.2 Пластилинография. Панно «Верба»/ «Пасха» 1 3 4
8.3 Лепка из соленого теста. Лепка простых форм. Подвеска «9 Мая»
1 3 4

8.4 Лепка из глины. Фигурка «Гусеничка»
1 3 4
9. Народные промыслы 5 9 14 Практическая работа. Минивыставка внутри объединения.
9.1 Матрешка 1 3 4
9.2 Хохлома. Роспись заготовки 1 1 2
9.3 Гжель. Роспись заготовки 1 1 2
9.4 Городецкая роспись. Роспись бумажной тарелочки 1 1 2
9.5 Декор изделий народных промыслов 1 3 4
Итоговое занятие. 2 - 2
Итого: 48 96 144

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)
Теория. Знакомство детей с педагогом и друг с другом. Ознакомление с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены.
Практическая работа:игра-знакомство «Мальчишки-Девчонки».

Тема 2. Виды декоративно-прикладного искусства (4 часа)
Теория: Знакомство с современными видами декоративно-прикладного искусства. Нетрадиционные техники декорирования поверхностей. Работа с бумагой, тканью, пряжей, пластичными текстурами, природным материалом и др. Народные промыслы. Просмотр иллюстративного материала.
Практическая работа: Игра по карточкам «Угадай-ка»

Тема 3. Рисование (в т.ч. нетрадиционными техниками (14 часов))
. 3.1 Основы цветоведения.
Теория: Цветовой круг. Основные и составные цвета. Холодные и теплые цвета. Правила сочетания цветов. Психологическое воздействие цвета на человека.
Практическая работа: Упражнения по смешиванию цветов. Рисунок «Радуга»,
3.2 Рисуем акварелью.
Теория: Понятие о живописи. Виды красок. Особенности работы с акварелью, необходимые инструменты. Выполнение многокрасочной композиции на плоскости с использованием основных и дополнительных цветов «Моя любимая игрушка»
3.3 Нетрадиционные техники рисования
Теория: Нетрадиционные техники рисования -использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисунки пальчиками и ладонями. Рисование штампами из природных материалов. Методы заготовки и сушки листвы. Рисование ватными палочками. Рисунок по сырому листу.
Практическая работа:
Рисунок пальчиками «Дерево»
Рисунок отпечатками листьев и пальчиками «Виноград», «Смородинка»
Рисунок ватными палочками «Мир вокруг»
Рисунок по сырому листу «Щенок»

Тема 4.Работа с бумагой (30 часов)
Теория: Знакомство с видами бумаги, картона, техниками работы с различными видами бумаги. Понятие аппликации (вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани на материал-основу (фон). Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, орнамент. Понятие «плоская и объемная аппликация». Способы и правила склеивания. Последовательность наклеивания деталей. Конструирование из готовых форм. Обрывная аппликация. Понятие оригами(древнее искусство складывания фигурок из бумаги) История оригами. Базовые формы. Понятие и история техники квиллинг (искусство скручивания длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции). Инструменты для квилинга. Основные формы: «капля» «глазок», «треугольник», «ромб». Книги без переплета. Технология склеивания книжки-малышки. Объемное конструирование из бумаги.
Практическая работа:
Техника аппликации из геометрических фигур «Светофор»
Аппликация для развития мелкой моторики «Ежик в траве»
Обрывная аппликация «Клоун»
Аппликация из салфеток «Бабочка», / «Машинка» (на выбор)
Оригами. «Аленький цветок»
Квиллинг. Композиция «Воздушные шарики»
Создание блокнота-малышки
Подарок на День Матери. Цветок на шпажке «Роза»

Тема 5. Работа с природными материалами (16 часов)
Теория: Понятие прессованной флористики (разновидность флористики, исполнение картин природными материалами: листьями, цветами, пухом). Технология изготовления аппликаций из гербария. Новогодняя мастерская. Из истории праздника. Традиции встречи Нового года на Руси. Просмотр иллюстративного материала. Виды елочных игрушек. Сувениры из природных материалов - шишек, опилок, бересты. Символ года. 2019 год – Год Театра.
Практическая работа:
Аппликация «Львенок» (прессованная флористика)
Аппликация «Березка» (из крошки сухих листьев)
Снежинки из бумаги
Новогодний сувенир из шишек «Елочка»,
Новогодний сувенир-подвеска из бересты «Балерина».
Новогодний сувенир из древесных опилок «Эко-игрушка»
Новогодний календарь-аппликация на 2019 год.

Тема 6. Современное прикладное творчество (32 часа)
Теория: Виды современного декоративно – прикладного искусства. Коллаж (приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов, различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю). Фоамиран (пластичная замша). Технология работы с материалом. Работа с сыпучими материалами (крупа). Работа с бросовыми материалами: яичной скорлупой, ватными палочками, дисками, коктейльными трубочками.
Практическая работа:
Коллаж «Мой мир»
Фоамиран. Фоторамка
Панно из сыпучих материалов (крупы) «Грибы на полянке»
Аппликация из ватных дисков «Парашют» (к 23 февраля)
Аппликация из ватных дисков «Пингвин»
Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик»
Открытка с декором из ватных палочек «Одуванчик»
Изделие из пластилина и коктейльных трубочек «Цыпленок»

Тема 7.Ткани и пряжа (14 часов)
Теория: Пряжа. Виды пряжи Техника объемного конструирования из пряжи. История ткани, виды тканей. Техника вырезания и приклеивания на основу. Ниткография. Способы прикрепления пряжи на основу.
Практическая работа:
Объемное конструирование из пряжи- брелок «Шапочка»
Аппликация из ткани «Воздушный шар»
Ниткография. Панно «Ромашка»

Тема 8.Работа с пластичными материалами (16 часов)
Теория: Лепка. Этапы и приемы работы. Виды лепок. Способы лепки: конструктивный (лепка предмета из отдельных кусочков)и скульптурный (из цельного куска). Приготовление соленого теста. Сушка изделий. Заготовка глины. Технология лепки и обжига готового изделия. Роспись и декорирование.
Практическая работа:
Композиция «Фрукты»
Пластилинография. Панно «Верба»/ «Пасха»
Подвеска из соленого теста «9 Мая»
Фигурка из глины «Гусеничка»

Тема 9. Народные промыслы (14 часов)
Теория:Знакомство с матрешкой. Хохломская роспись и ее особенности. Гжельская роспись, её особенности и основные элементы. Городецкая роспись. Разработка эскиза и работа в цвете.
Практическая работа:
Матрешка (роспись картонной заготовки)
Хохлома, гжель, городецкая роспись (роспись готовых форм)

Итоговое занятие:
Просмотр работ обучающихся.

Ожидаемые результаты программы.
Дети должны знать:
- виды народных промыслов и различных видов декоративно-прикладного творчества.
- техники изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества.
- понятия «аппликация», «оригами», «квиллинг», «фоамиран» и др.
- расширят представления о декоративно-прикладном искусстве.

Должны уметь:
- применять в работе основы цветоведения;
- изготавливать шаблоны и декорировать вещи,работать с различными материалами;
- смешивать цвета, определять цветовые и тональные отношения (тепло-холодность);
- работать в различных техниках (аппликации, коллажа, конструирования);

Ожидаемые результаты воспитательного характера:
- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
- будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
- будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.


Приложение №1

Перечень методических и дидактических материалов,
рабочей литературы по темам программы.
Дидактические средства обучения (учебные таблицы и плакаты, иллюстративный материал, альбомы, фотоматериал, диски, схемы, инструкционные карты, дидактические материалы, раздаточные материалы) по темам:
• «Цветовой круг и законы композиции»;
• «Рисование нетрадиционными техниками»;
• «Конструирование из бумаги»;
• «Поделки из природных материалов»;
• «Современное прикладное творчество»;
• «Особенности работы с текстилем и пряжей»;
• «Работа с пластичными материалами. Лепка. Керамика»
• « Народные промыслы России»

Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы.

Обучающиеся имеют возможность получить оценку своей творческой деятельности на трех уровнях:
1-й уровень - в объединении (в кабинете)
2-й уровень-внутри учреждения (в ЦДТ)
3-й уровень - вне учреждения (городской, республиканский, российский, международный)
Результат творческой работы:
- количественный (пятибалльная шкала)
- качественный (отзывы других обучающихся, самооценка, оценка педагога)
Организация аттестации в объединении:
-вводный контроль (проводится в начале года обучения) - практическая работа
-текущий контроль (проводится в течение учебного года) - опрос, участие в выставках
-итоговый контроль (проводится в конце учебного года) - самостоятельная практическая работа
Результатом занятия является выполненное или не выполненное.

Параметры оценки работы.
Дата проведения.

№ Ф. И. обучающегося Правильность выполнения работы Аккуратность выполнения Использование инструментов Воображение обучающегося







4-5 баллов - высокий уровень, показатель проявляется отчетливо, в полной мере
3-2 балла – средний уровень, показатель проявляется менее отчетливо
менее 2 баллов – низкий уровень

Качественная оценка: в творческом объединении практикуется обмен мнениями о работах друг друга. Это позволяет привить воспитаннику навыки качественного оценивания творческих работ, в том числе и собственных. Данный вид рефлексивной деятельности ориентирует детей на отражение, прежде всего, позитивных качеств творческой работы, на создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.
Детям предлагаются следующие правила оценки авторской работы:
1) Внимательно рассмотри работу. Отметь ее достоинства, возьми себе на заметку.
2) Определи, какими средствами художественной выразительности пользовался автор.
3) Отметь, в чем состоит оригинальность замысла.
4) Укажи в деликатной форме на недостатки и постарайся объяснить, как их можно устранить.
5) Не скупись на добрые слова и пожелай своему товарищу успехов в творческой работе.

Литература для педагога:

1. Алексахин Н.Н.: Художественные промыслы России. - М.: Народное образование, 2005
2. Горичева М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль, 1998.
3. Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011
4. Джоунс Ф. Фантазии из бумаги. Техника. Приемы. Изделия. М., 2007.
5. Ильинская И.П.: Формирование эстетической культуры дошкольников в процессе кружковой деятельности. - Белгород: БелГУ, 2005
6. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г
7. Калмыкова Н.В.: Макетирование из бумаги и картона. - М.: КДУ, 2007
8. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г
9. Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М., 2007
10. Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2010
11. Нейл Б. Стильные штучки из природных материалов. М., 2006
12. Новогодняя энциклопедия: подарки и украшения своими руками. М., 2007
13. Питер А. Декупаж. М., 2010
14. Рубцова Е. С. Фантазии из глины. – М.: ЭКСМО, 2007
15. Румянцева Е.А. Праздничные открытки. М., 2005
16. Серова В.В.: Всё об оригами. - СПб.: СЗКЭО : КРИСТАЛЛ, 2009
17. Стародуб К.И.: Рисунок и живопись. - Ростов н/Д: Феникс, 2011

Литература для обучающихся:

1. Джоунс Ф. Фантазии из бумаги. Техника. Приемы. Изделия. М., 2007.
2. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г
3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
4. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра», М., 2006 г.
5. Лищук Л.И., Несмиян Т.Б. Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. М.,2006
6. Люцкевич Д. Открытки к любому празднику своими руками. М., 2007
7. Лыкова И. А. Лепим с мамой. – Смоленск: Карапуз-Дидактика, 2007.
8. Новогодняя энциклопедия: подарки и украшения своими руками. М., 2007
9. Пейнтер Люси Квиллинг, декупаж, папье- маше, декор и прочие чудеса из бумаги.-М.: Астрель,2012.
10. Румянцева Е.А. Праздничные открытки. М., 2005
11. Сост. А.П. Никулин ; Фот.: С. Афонькина, С. Горбунова: Сборник лучших моделей из бумаги. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб : Аким, 2005
12. Смирнова Е. Новогодние композиции. М., 2005
Категория: Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации) | Добавил: mmashell
Просмотров: 192 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: