Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации) |
Образовательная программа объединения по интересам "Экологическая мозаика"
![]() | 13.03.2019, 19:29 |
Стельмах Наталья Викторовна методист ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодёжи города Кировска", Республика Беларусь | |
Нельзя защищать то, что не любишь. Нельзя любить то, чего не знаешь. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать ее богатства. Ведь природа – не только великий учитель, но и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего покаления». Именно она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Рассмотрение вопросов экологии родного края – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения учащимися данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношения к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Программа «Экологическая мозаика» решает проблемы занятости учащихся в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия. Программа способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который можно использовать на конкурсах, конференциях. Программа направлена на овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, формирование исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, развитее экологической грамотности, формирование высокого уровня экологической культуры. Цель программы – создание условий для формирования у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений; формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Задачи: расширять представления о предметах и явлениях природы, растительного и животного мира нашего края, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях; учить учащихся наблюдать за изменениями в природе родного края, оценивать состояние окружающей среды нашей местности; развивать творческую, познавательную и созидательную активность учащихся; развивать устную речь учащихся, внимание, воображение, логику, мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение выступать перед аудиторией); способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать формированию восприятия красоты окружающего мира, чувства сопричастности, сострадания, трудолюбия, любви к своей малой родине. Данная программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля Министерства образования Республики Беларусь. Образовательная область программы – «Экология», направление – экология и охрана окружающей среды. Программа рассчитана на два года обучения для учащихся 9-12 лет. Общее количество часов каждого года обучения – 144. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 1-го года обучения - 12 человек, 2-го года обучения – 10 человек. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Тема Количество часов всего теорет. Часов практ. Часов 1. Введение 2 2 - 2. Экологическая Азбука 22 9 13 2.1. Экология как наука. 6 4 2 2.2. Экосистемы. 6 2 4 2.3. Охрана природы. 10 3 7 3. Наш дом 30 11 19 3.1. Мой дом – моя крепость. 6 3 3 3.2. Белорусская изба. 10 4 6 3.3. Среда жилого помещения 6 2 4 3.4. Построй свой дом. 8 2 6 4. Эта волшебная вода 18 8 10 4.1. Вода вокруг нас. 8 4 4 4.2. Вода всем нужна. 4 2 2 4.3. Почему воду нужно беречь. 6 2 4 5. Воздух 8 4 4 6. Почва 10 4 6 7. Планета Земля и её место в космосе. 22 6 16 7.1.Земля – дом в котором мы живём 4 2 2 7.2. Мать Земля в опасности 6 2 4 7.3. Отходы в доходы 12 4 10 8. Факторы живой природы 26 11 15 8.1.Царство грибов 6 3 3 8.2.Царство растений 6 3 3 8.3.Царство животных 6 3 3 8.4. Животные в произведениях писателей, художников, народном творчестве. 8 2 6 9. Человек и живая природа 4 2 2 10. Итоговое занятие 2 - 2 Итого 144 57 87 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ 1. Введение. Организация работы объединения, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей. 2. Экологическая Азбука. 2.1. Экология как наука. Основные понятия. Экологические факторы и их влияние на живой организм: живая природа, неживая природа, человеческий фактор. 2.2. Экосистемы. Взаимодействие жертвы и хищника. Составление пищевых цепей, загадки, кроссворды. Игра-лото «Хищник-жертва». 2.3. Охрана природы. Экологические проблемы. Занятие-конкурс «Что находится вокруг нас». Экскурсия на природу. Конкурс рисунков «Защита природы». 3. Наш дом. 3.1. Мой дом – моя крепость. Изба, юрта, чум – дом человека. Лес, вода, поле – дом живых организмов. Планета – наш общий дом. Приспособленность жилищ к местным условиям. Рассмотрение жилищ различных народов. Игры «Найди мой дом», «Рассели животных». Работа с пословицами, отгадывание загадок. 3.2. Белорусская изба. Традиционный быт белорусского жилища. Домашние духи: Воструха, Дворовой, Домовой, Домовиха, Огневик, Подпечник. Чтение поверий, рассматривание предметов быта. Рассказ о домашних духах. Игра «Нарисуй домовенка». 3.3. Среда жилого помещения. Окружающие нас предметы и их влияние на наше здоровье. Экологически чистое жильё. Составление таблицы «Полезное и вредное». 3.4. Построй свой дом. Дом, который не только радует глаз, но и безопасный для здоровья. Материалы для постройки, мебель и предметы интерьера. Творческий проект «Мой безопасный дом» 4. Эта волшебная вода. 4.1. Вода вокруг нас. Значение воды в жизни. Разные виды водоёмов, их отличительные черты. Как образуются реки. Свойства воды. Различные виды осадков. Целебные свойства росы. Круговорот воды в природе. Проведение опыта «Свойства воды», составление таблицы «Свойства воды, льда, снега» 4.2. Вода всем нужна. Роль воды в жизни наземных растений и животных. Вода, как среда обитания животных, особенности водных животных. Игра «Назови соседей». 4.3. Почему воду нужно беречь. Экономное использование воды, как ресурса. Экологически грамотное поведение в быту. Причины загрязнения водоёмов. Поведение людей во время отдыха на водоёмах. Обсуждение проблемных ситуаций. Демонстрация и обсуждение видеоматериала о загрязнении водоёмов. 5. Воздух. Состав воздуха, его свойства и значение для живых организмов. Составление схем «Состав воздуха». Проведение опыта по определению свойств воздуха. Виды загрязнений воздуха. Причины загрязнения воздуха. 6. Почва. Почва-дом для живых организмов. Загрязнения почв. Творческий проект «Как мы спасаем воду, воздух, почву». 7. Планета Земля и её место в космосе. 7.1.Земля – дом в котором мы живём. Земля и другие планеты Солнечной системы. Уникальность нашей планеты. Составление модели Солнечной Системы. 7.2. Мать Земля в опасности. Загрязнение почвы, воды, воздуха. Истребление животных и растений. К чему приводит такое поведение человека. Новый год. За ёлкой в лес или магазин? Охрана зелёных насаждений – одно из условий сохранения планеты. Определение источников загрязнения воды, почвы, воздуха. Творческий проект «Какой я вижу нашу планету». 7.3. Отходы в доходы. Использование отходов жизнедеятельности человека для изготовления поделок: пластиковые бутылки, стаканчики, коробки из-под конфет. Творческая мастерская «Наша цветущая планета». 8. Факторы живой природы 8.1. Царство грибов. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Связь грибов с другими живыми организмами. Использование грибов населением. Составление памятки грибника. 8.2. Царство растений. Разнообразие растений. Три группы растений: травы, кустарники, деревья. Их сходства и различия. Редкие и исчезающие виды растений своей местности. Красная книга и её значение. Лес - народное богатство. 8.3. Царство животных. Классификация животных, их отличительные черты. Среда их обитания. Охрана животных. Вымирающие животные. Заповедники, национальные парки, заказники, питомники, их роль. 8.4. Животные в произведениях писателей, художников, народном творчестве. Характер и повадки животных в баснях И.А.Крылова. Их соответствие с действительностью. Использование образов животных в литературе, искусстве. Характеры животных в произведениях устного народного творчества. Излюбленные герои русских народных сказок, их характеры. Народные промыслы и использование в них образов животных. Конкурс рисунков «Моё любимое сказочное животное». Викторина «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?». 9. Человек и живая природа. Человек-часть природы. Использование человеком богатств живой природы. Как использовать природные ресурсы, чтобы не навредить природе. 10. Итоговое занятие. Экологическая викторина «Зелёная планета», обсуждение плана работы на следующий год. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончании первого года обучения учащиеся должны знать: правила ТБ на занятиях объединения; основные экологические понятия; иметь представление о значение воды, воздуха, почвы для жизни человека и живых организмов; разнообразие жилища человека и живых организмов, традиционный быт белорусского жилища; окружающий животный и растительный мир, роль животных и растений в жизни людей и природы; разнообразие животных и растений, занесенных в Красную книгу; первоначальные правила по использованию богатств живой природы. По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь: составлять пищевые цепи; определять свойства воды, воздуха, почвы; иметь представления по определению источников загрязнения воды, почвы, воздуха; использовать отходы жизнедеятельности человека для изготовления поделок; участвовать в экологических викторинах, конкурсах, праздниках, разгадывать кроссворды, загадки; выполнять различные творческие проекты на экологическую тематику. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Тема Количество часов всего теорет. часов практ. часов 1. Введение 2 2 - 2. Человек и окружающая среда. 14 7 7 2.1. Использование человеком живой и неживой природы. 6 3 3 2.2. Влияние человека на окружающую среду. 8 4 4 3. Экология человека 14 7 7 3.1. Окружающая среда и здоровье человека. 6 3 3 3.2. Влияние факторов среды на системы органов. 8 4 4 4. Практическая природоохранная деятельность 20 - 20 5. Экологические исследования 20 4 16 6. Экологические проекты 42 12 30 7. Пропаганда природоохранных идей 30 10 20 8. Итоговое занятие 2 - 2 Итого 144 42 102 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ 1. Введение. Организация работы объединения, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей. 2. Человек и окружающая среда. 2.1. Использование человеком живой и неживой природы. Природные ресурсы: полезные ископаемые, лес, вода, почва, воздух. Их роль в жизни человека. 2.2. Влияние человека на окружающую среду. Влияние жизнедеятельности человека на состояние окружающей среды. Чтение и обсуждение заметок о загрязнении окружающей среды. Выхлопные газы и другие отходы автотранспорта, загрязнение ими воздуха, воды, почвы. Нефть, газ. Последствия добычи и транспортировки. Смог. Кислотные дожди. Причины их образования и последствия. 3. Экология человека. 3.1. Окружающая среда и здоровье человека. Здоровье и образ жизни. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Влияние климатических факторов на здоровье. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека. 3.2. Влияние факторов среды на системы органов. Вредные привычки. Иммунитет и здоровье. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. ГМО. Профилактика вызываемых ими заболеваний. 4. Практическая природоохранная деятельность. Трудовые десанты по уборке мусора. Заготовка корма для зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Озеленение территории. 5. Экологические исследования. Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Примерные темы для исследования: «Анализ воды», «Изучение видового состава растений и животных нашей местности», «Лекарственные растения своей местности», «Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных». 6. Экологические проекты. Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения. Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов. Примерные темы проектов: «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Проект оформления цветника», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь». 7. Пропаганда природоохранных идей. Формы пропаганды природоохранных идей: экологические плакаты, листовки, фотографии. Фотография как средство экологического просвещения. Виды фотографий и их особенности. Экологическое кино: фильмы-расследования, фильмы-путешествия, видовое кино, фильмы-портреты. Экологическая литература и музыка. Экологический рисунок и плакат. 8. Итоговое занятие. Экологический праздник «Мы в ответе за Землю, на которой живём!» ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончании второго года обучения учащиеся должны знать: значение природных ресурсов в жизни человека; влияние человека на окружающую среду; влияние факторов среды на системы органов человека; виды и формы экологических исследований; формы пропаганды природоохранных идей; основные экологические проблемы родного края и пути их решения. По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь: выявлять закономерности окружающей среды и здоровья человека; изготавливать кормушки для птиц и заготавливать корма; проводить трудовые десанты; выполнять экологические проекты и экологические исследования; защищать свой проект, отстаивать свою позицию; изготавливать листовки, газеты, выполнять фотографии, рисунки на экологическую тематику; работать в команде. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для подведения итогов реализации программы проводятся самостоятельные и творческие работы, опрос, выполнение различных заданий и упражнений, защита проектов, итоговый экологический праздник или викторина. Также используется анкетирование, тестирование учащихся по разделам программы. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Программой предусмотрено проведение инновационных организационных форм занятий: занятие-игра-путешествие, устный журнал, защита проектов, занятие-экскурсия. Принципы, используемые при реализации программы: научности: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; доступности и последовательности: построение содержания занятия от простого к сложному; природосообразности: занятие должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы; прочности знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления; принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценивать художественные достоинства детских работ. Методы и приёмы обучения В процессе обучения и воспитания на занятиях объединения по интересам «Экологическая мозаика» используются следующие группы методов: методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.); методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, упражнение, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, и др.); методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, соревнование, конкурс, праздник, защита творческих работ, перспектива, ситуация успеха и др.) методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.). Педагогические технологии, используемые в обучении Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Игровые технологии помогают учащимся в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес к выполняемой работе. Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков. ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с. // Национальный реестр правовых актов РБ № 2/1795 от 17.01.2011 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь Электронный ресурс. – 2011. Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk1100243/ – Дата доступа: 01.12.2014. 2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: прил. к постановлению Министерства образования Респ. Беларусь от 14.12.2006 № 125. – Минск: Учреждение «ГИАЦ Министерства образования РБ», 2006. – 30 с. Электронный ресурс. – Режим доступа: www.bntu.by/images/stories/stud_sovet/inf/concept_nepr_vospit.rtf. – Дата доступа: 01.12.2014. 3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo. – Дата доступа: 17.07.2017. 4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: утв. постановлением Министерства образования РБ от 22 февраля 2016 № 9 // Портал Министерства образования Респ. Беларусь //Нормативные правовые акты Электронный ресурс. – Режим доступа: www.edu.gov.by/page 14301. – Дата доступа: 01.03.2016. 5. Галузо, И.В. Учебная программа факультативных занятий для общеобразовательных учреждений «Энергия и окружающая среда» 5 (6,7,8) класс / И.В. Галузо, С.П. Докиш, А.Е. Ковалева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 26 с. 6. Грабчикова, Е.С. Я, Энергия и окружающая среда: факультативные занятия во 2-4 классах: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 96 с.: ил. 7. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. об-ний по интересам (кружков) учреждений внешк. Воспитания и обучения, общеобразоват. Учреждений / Л.А. Банько и др.; под ред. С.С. Кашлева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 216 с. 8. Сборник нормативных документов/ Министерство Образования Республики Беларусь; ред. кол.: Б.В. Иванов [др.]. – Минск: Национальный институт образования, 2011. – 32 с. 9. Сборник. Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Базовый уровень / Н.Э. Бортник и др.; под общ. ред. С.С. Кашлева. – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси», 2015. – 69 с. 10. Сборник. Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Повышенный уровень / Л.П. Калиновская и др.; – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси», 2015. – 69 с. 11. Алексеев, В.А. 300вопросов и ответов по экологии / В.А.Алексеев – Ярославль: Академия развития, 1998. 12. Букин, А.Л. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя / А.Л. Букин. – М.:Просвещение, 1991. 13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин.- Ростов н/Д: «Феникс», 1996. 14. Ермаков, Д.С. Экологическое образование после уроков (упражнения для тренинга) / Д.С.Ермаков //Дополнительное образование. – 2001.-№12. 15. Ковалева, В.Н. Программа факультативных занятий «Экология и профессия» В.Н. Ковалева /Выхаванне і дадатковая адукацыя/ Мінск, Адукацыя і выхаванне, 2012. – Вып. 4: 16–21 с. 16. Самерова, Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры личности / Н.В.Самерсова. – Минск: Мэдж Бук, 2007. 17. Тавгень, И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – Минск, БГУ, 2003. – 116 с. 18. Теплов, Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании / Д.Л.Теплов. – М.:ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. 19. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011 г. Приложение Экологические игры Игра «Плетение паутины» Цель. Помочь детям понять самые существенные взаимосвязи между всеми членами природного сообщества. Плетение паутины наглядно показывает, как воздух, горные породы, растения и животные функционируют совместно в сбалансированной паутине жизни. Материалы и подготовка. Клубок толстых нитей. Ход игры: дети образуют круг. Лидер игры стоит внутри круга и держит в руках клубок веревки. "Кто может назвать какое-нибудь растение нашей местности?.. Капуста... Хорошо. Госпожа Капуста, вот вам конец веревки. Есть ли у нас животное, которое питается капустой?.. Кролики!.. Прекрасно! Господин Кролик, держите-ка веревку здесь, вы связаны с Госпожой Капустой, потому что вы поедаете ее на обед. Ну, а кому на обед подают Господина Кролика?" Продолжайте соединять детей веревкой, по мере того, как выясняется их взаимоотношение с другими членами группы. Вводите новые элементы и новые связи, такие как другие животные, почва, вода и т.д., пока весь детский круг не будет связан вместе, образуя символ паутины жизни. Вы создали свою собственную экосистему. Для того, чтобы продемонстрировать, что каждый член необходим для всего сообщества, удалите под каким-нибудь правдоподобным предлогом кого-нибудь из вашей паутины. Например, дерево погибает от пожара или от нападения вредителей. Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло его веревку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь пусть все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева. «Хищник-жертва» Цель. Ознакомить детей с пищевой цепью и с механизмом ее действия в природе. Ход игры. На открытом месте образуйте с детьми круг диаметром около 5 м. Завяжите глаза двум участникам и поставьте их в круг. Попросите одного ребенка назвать какого-нибудь хищника, который живет в вашей местности, а другой пусть назовет его добычу (жертву). Хищник должен попытаться поймать свою жертву: ориентируясь на слух, выслеживая ее, и пытаясь схватить. Если оба "животных" приближаются к кругу, дети дважды хлопают их ладонью. Примечание: подчеркните, что во время игры все должны соблюдать тишину, и для того, чтобы все было больше похоже на реальную ситуацию, пусть дети, играющие зверей, имитируют их повадки. Для разнообразия предлагайте детям придумать новых хищников и жертвы. На некоторых "зверей" ве¬шайте звоночки, чтобы дети могли по-другому ве¬сти охоту или пытаться избежать гибели. Если ваш хищник довольно робкий и интерес у детей угасает, сделайте круг уже, так, чтобы хищник и жертва оказались близко друг к другу. «Пирамида жизнь» Цель: помочь осознать ценность каждого организма в балансе и устойчивости пищевой пирамиды. Ход игры: для этой игры требуется не менее шести игроков. Дайте каждому ребенку по листочку бумаги и попросите их в тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения, произрастающего в вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, совсем как в спортзале, но не говорите им об этом до тех пор, пока вы не соберете все листочки бумаги. Теперь начинается самое интересное: "Откуда Земля получает энергию?... - От Солнца!... - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду". Тут раздаются стоны, так как дети, написавшие на листочках названия растений, осознают свою участь. "Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все "растения" должны встать на четвереньки и выстроиться в линию. Все должны стоять близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все "травоядные" стано¬вятся в ряд, расположенный позади "растений". А все "плотоядные" образуют ряд позади "травоядных". Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или львом, чем одуванчиком или мышкой. Скромность, к сожалению, очень редко способствует развитию воображения. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды и, наоборот, соответствен-но незначительном количестве быть у ее основания, очень трудно построить устойчивую пирамиду. Предложите некоторым "хищникам" снизить свое положение. Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов (скажите детям, что более крупные ребята могут стать растениями, если захотят). Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть членов. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды. «Что я за животное?» Цель: изучение поведения и приспособления различных живых организмов развитие воображения. Материалы и подготовка: заранее приготовить фото или рисунки различных животных и растений. Ход игры прикрепите картинку животного к спине одного из детей. Не показывайте ему эту картинку. Пусть он повернется спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Затем этот ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Другие дети могут отвечать только "да", "нет", "может быть" «Экологическое лото» Материалы и подготовка: карандаши, карточки размером 4х6, бумага большого формата. Приготовьте раздаточный материал "Экологическое лото" в количестве, равном количеству учащихся в группе. Каждый учащейся получает карточку с "Экологическим лото". Позвольте детям свободно ходить по классу в течение 20 минут. Объясните им, что каждый должен подписать по одному квадратику "Экологического лото" у всех остальных учащихся. Важно, чтобы каждый расписался именно в том квадратике, в котором дано описание какого-либо присущего именно ему качества или признака. Нельзя подписывать больше одного квадратика на одном и том же листке. Игру можно считать законченной в том случае, когда хотя бы один детей заполнит пять квадратиков подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Возможно, какие-то квадратики останутся незаполненными: это значит, что в группе просто нет ребят, наделенных описанными в них качествами. Примечания: предлагаемые задания и упражнения можно как угодно изменять. Их основное предназначение - облегчить учение. Вы знаете своих детей. Используйте наши упражнения, изменяя их в соответствии со своими потребностями. «Место, где я чувствую себя счастливым» Цель: 1. Распознавать, какие стороны окружающей среды делают ее удобной и приятной для человека. 2. Анализировать различные факторы, которые могут нанести вред их любимым местам. 3. Понимать, что окружающая среда, имеется ли в виду небольшой участок или целая природная зона, может быть изменена многими способами. Материалы и подготовка: Карандаши и бумага, мелки (желательно). Примечание Это занятие позволяет детям подумать о той среде, которая их непосредственно окружает, и о том, чего они ждут от окружающей их природы. Есть немало вещей, которые при¬ходится принимать во внимание, когда мы изучаем экологию. Это то, что влияет на загрязнение воздуха, зоны обитания раз¬личных биологических видов, озоновый слой, загрязнение океана. Дети должны понимать общность всего сущего на нашей планете. Они должны понимать, что даже места, близкие к нашему дому, испытывают на себе влияние процессов, про¬исходящих в других частях Земли. Важно также, чтобы дети поняли, что все, что происходит в одном месте, отражается на жизни в другом. Ход работы Попросите детей представить место, где они чувствуют себя счастливыми. Подскажите им, что это может быть место, где они побывали или где они проводят свободное время; может быть, это место они видели во вре¬мя поездки. Пусть они подумают, почему это место так при¬ятно для них. Через несколько минут раздайте детям по листу бумаги и попросите их составить список примет этого места, которые, по их мнению, делают его прекрасным. Когда дети закончат работу над списком, попросите их встать; пусть каждый выберет себе партнера, которому он хотел бы рассказать о своем любимом месте. Когда дети обсудят содержание своих списков в парах, попросите каждую пару объединиться с другой парой. Теперь учащиеся работают в группах по четыре человека. Каждый ребенок рассказывает остальным членам своей группы о том месте, которое описал его первый партнер. Через несколько минут попросите детей сесть. Теперь предложите им по¬думать о том, что может в описанных ими местах произойти такого, что могло бы сделать их гораздо менее привле¬кательными. Пусть они мысленно пред¬ставят это место со всеми теми изме¬нениями, которые могут произойти. Попросите их определить, каковы те¬перь их чувства к этому месту. Спустя несколько минут попросите детей написать о тех изменениях, кото¬рые могут произойти с их любимым местом, и о том, как они могут отразиться на нем. Попросите детей написать о своих чувствах, которые они испытывали бы к этому месту, если бы оно так непри¬ятно изменилось. Теперь попросите их снова объединиться в пары со своими прежними партнерами и обсудить и те изменения, которые они описали, и свои чувства по отношению к своему люби¬мому месту после того, как в нем про¬изошли перемены. Когда обсуждение в парах закончит¬ся, проведите общее обсуждение со всей группой. Попросите кого-нибудь из учащихся рассказать о своем любимом месте до и после изменений. Попросите детей рассказать о своих чувствах к своим любимым местам до и после изменений. Подведите итог обсуждения, отмечая, что на Земле много прекрасных мест, которые могут утратить свою привлека¬тельность для нас, если мы не будем бережно относиться к природе, если мы не поймем, как каждый из нас воздей¬ствует на нее. Предложите детям про¬вести такую же беседу дома с родите¬лями. Пусть родители опишут свои любимые места и те изменения, которые в них произошли на их памяти. Это поз¬волит родителям стать участниками этого занятия, а также поможет заострить вни¬мание детей на том, что поведение од¬ного поколения людей на Земле опре¬деляет то, с чем столкнется следующее. Опыты «Свойства воды» "Наживка" для льда. Оборудование: стакан, кубик льда, соль, нитка. С помощью нитки попробуем вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук. Для этого опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Там, где зимой бывает холодно и на дорогах лежит снег и лёд, их посыпают солью. Соль понижает температуру замерзания воды. Когда на дорогу падает снег, он превращается не в снег, а в воду. «Научи яйцо плавать» Оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. «Испарение воды». Оборудование: предметное стекло, держатель, капля раствора соли (берётся из опыта №2), спиртовка, спички. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью. Чтобы это доказать, на предметное стекло капнем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим стекло над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На стекле останется белый порошок. После того, как стекло остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль. Вывод: Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой - кристаллы сахара. «Плавающая иголка». Оборудование: салфетка, чаша с водой, иголка, булавки, скрепки. Сделаем плотик из клочка бумажной салфетки, положим на него иголку и пустим на воду. Когда бумага промокнет, она пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой "коже". Подтолкнем иголку - она проткнет "кожу" и тоже пойдет ко дну. Что такое "кожа" воды? Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует "кожу" воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском. Вывод: иголку на поверхности воды держит поверхностное натяжение. «Заколдованная непроливайка». Оборудование: чаша с водой, поддон для чаши, монеты. Наполним чашу водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана. Что происходит? Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой. Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду. «Сломанный карандаш» Оборудование: карандаш, мензурка с водой. Наполним мензурку примерно на 2/3 водопроводной водой. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально. Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой. Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью. Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом. «Волшебные таблетки» Оборудование: пищевые красители в таблетках, мензурка с водой, сообщающиеся сосуды. Ребята, скажите, может ли раствориться в воде вот такая таблетка красящего вещества (мнения разделятся). Давайте проверим. Мы бросим в воду таблетку и будем наблюдать за происходящими изменениями. Таблетка растворяется. Можно ли ускорить этот процесс? Правильно, мы размешаем раствор. А теперь мы перельём его в сообщающиеся сосуды. Что мы видим? Вывод: вода универсальный растворитель. Для ускорения растворения веществ нужно размешать раствор, т.е. заставить двигаться частицы вещества. Вода занимает весь объём который ей предоставляется. «Тайное послание» Оборудование: свечка, спички, лист бумаги на котором молоком нарисован рисунок. Ребята, у меня в руках чистый лист бумаги (показывает лист на котором заранее был нарисован рисунок молоком). Давайте мы его нагреем и будем наблюдать, что происходит при этом. На листе появится коричневый рисунок. Что это такое? Молоко это вещество которое состоит из воды и смеси органических веществ. При нагревании вода испаряется, а органические вещества остаются, которые под воздействием температуры горят (появляется коричневый след на листке бумаге). Вывод: вода универсальный растворитель. Она входит в состав молоко, растворяя органические вещества. | |
Просмотров: 830 | Загрузок: 32 | |
Всего комментариев: 0 | |