Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Методические разработки (не вошедшие в предыдущие номинации) |
Программа дополнительного образования "Хочу все знать!"
26.11.2018, 14:42 | |
Захарова Ирина Анатольевна методист, педагог дополнительного образования МБУДО "ДТДМ" г.Волжский Волгоградская область | |
«Дворец творчества детей и молодежи г.Волжского Волгоградской области» (МБУДО «ДТДМ») «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!» программа дополнительного образования детей 7-10 лет сроком реализации 2 года. Разработчик: Захарова Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Волжский 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы. Программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — двухгодичной. Программа представляет собой обобщение многолетнего опыта педагогической деятельности разработчика, направленной на самореализацию, социализацию, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, с учетом современных требований к содержанию программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по ФГОС. Новизна программы состоит в том, что она представляет собой авторскую версию разработки содержания и подбора учебного материала. Логика построения образовательного процесса, подбора содержания, форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся основана на идеях системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в соответствии с ее главными особенностями: • введение научных знаний с первого дня обучения; • организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний; • открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. Особое внимание в программе уделяется формированию у детей целостного взгляда на мир и место человека в нем, на восприятие ребенком себя как части целого мира, социума, микросоциума, и в то же время осознание ценности своей жизни и здоровья, сложности и богатства внутреннего духовного мира. Взаимодействие педагога и обучающихся строится в соответствии с основными положениями воспитательной концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» М.И.Рожкова, П.В. Бейбородовой, которая рассматривает воспитание как педагогический компонент процесса социализации, предполагающий целенаправленные действия по созданию условий для разностороннего развития личности человека. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и воспроизведению знаний, а пониманию и оценке закономерностей, взаимосвязей, умению анализировать, сопоставлять, мыслить креативно. Содержание программы, скомбинированное из элементов программ и пособий со сходными функциями, конкретизируется с учетом эколого-географических, национально-культурных особенностей и научных достижений разных стран, России, Волгоградской области и города Волжского. Программой предусматриваются новые формы деятельности детей младшего школьного возраста. В содержание программы внесены опыты и исследования, проектная деятельность, посильные детям этого возраста, уделено больше внимания анализу обучающимися результатов наблюдений, своей самостоятельной деятельности, групповой работы, отображению впечатлений в творческих работах детей. Занятия по данной программе являются обучением в игровой деятельности с использованием современных компьютерных и информационных технологий. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что в младшем школьном возрасте необходимо создать такие условия для развития ребенка, в которых он сможет расширить свой кругозор и освоить навыки теоретического и креативного мышления. Программа призвана решать эту проблему и удовлетворять познавательные потребности детей, приобщать их к научным знаниям, культурным и общечеловеческим ценностям при обеспечении их эмоционального благополучия. Педагогическая целесообразность программы объясняется возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. В данном возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребенка: новые требования, новая социальная роль учащегося, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Младший школьник приобретает определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте: 1. Меняется ведущая деятельность . 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к оценкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена распорядка дня. 6. Укрепляется новая внутренняя позиция. 7.Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможно¬стей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Мотивы учения: * познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); * социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); * узколичные — получить хорошую оценку, заслужить похвалу . В результате учебной деятельности возникают психические новообразования, произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Поэтому построение образовательного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова является наиболее целесообразным в данном возрасте и в системе дополнительного образования. Такое обучение доступно каждому ребенку, оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности, при использовании современных педагогических технологий уже в младшем школьном возрасте: • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения. В основе организации образовательного процесса лежат принципы индивидуальности, доступности, преемственности и результативности обучения и воспитания, реализующиеся в активных и интерактивных формах и методах дифференцированного обучения, игровых занятиях. Введение игры как метода обучения младших школьников определяется тем, что в данном возрасте игра – не ведущий, но все еще актуальный вид деятельности. Игра определяет психическое развитие детей, удовлетворяет детские интересы, является формой познания мира и способом взаимодействия с ним. Эффективность реализации программы предполагает соблюдение нескольких обязательных условий: • заинтересованность к изучению и познанию нового; • добровольность и готовность к диалогу; • взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения; активное участие, сотрудничество обучающихся и педагога; • индивидуальный подход и создание ситуации успеха для каждого ребенка. Цели программы: сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучению и совершенствованию окружающей действительности и себя как части целостного мира, стремление к познанию, исследованию и творчеству, развивать теоретическое и креативное мышление. Задачи: 1. Расширить круг научных знаний обучающихся, представлений об окружающем мире, сформировать умение соотносить себя с окружающей действительностью, приобщить к культурным и общечеловеческим ценностям. 2. Сформировать мотивацию к познанию и творчеству через развитие познавательных умений и мыслительных операций, способов творческой деятельности. 3. Воспитать гуманное, бережное отношение к окружающей природе, (формирование экологической культуры), всему живому, своей жизни и здоровью (формирование здорового образа жизни). 4. Создать ситуацию успеха для обучающихся, условия реализации их познавательных и творческих возможностей через овладение способами получения информации, анализа, конструирования, трансляции своих знаний и умений, вербальными видами коммуникации и практическими формами взаимодействия. 5. Способствовать развитию нравственных качеств личности, коммуникативных способностей, потребности выполнения правил и норм поведения. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программное содержание представляет собой комплекс средств развития и социализации ребенка, включающий в себя следующие взаимосвязанные компоненты: 1. Когнитивный компонент. 2. Деятельностный компонент. 3. Коммуникативный компонент. 4. Социально-поведенческий компонент. 5. Ценностный компонент. На каждом занятии используются игровые упражнения, задания, способы практической деятельности, создаются специальные педагогические ситуации, нацеленные на развитие определенных личностных и психических новообразований детей в соответствии со всеми предложенными компонентами. Когнитивный компонент призван в первую очередь удовлетворить постоянно нарастающую познавательную потребность ребенка младшего школьного возраста, развивать любознательность детей, приучая к систематическому пополнению жизненного опыта. Использование мультимедийных средств, современных компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе позволяет предоставить обучающимся для изучения разнообразный, интересный материал, сформировать целостную объективную картину мира. Содержание включает в себя знания из различных образовательных областей: - астрономия, -биология, - экология, - география, - история, -достижения науки и техники, -культура и искусство, - жизнь и здоровье человека, его внутренний духовный мир, - межличностные взаимоотношения, - мир профессий, - правила и культура поведения, - способы самообразования. Деятельностный компонент включает в себя способы деятельности, способствующие развитию мышления, умению работать с информацией самостоятельно, в команде, в сотрудничестве со сверстниками и педагогом. В процессе разнообразной практической деятельности (изодеятельность, ручной труд, инсценировка, создание групповых и индивидуальных проектов, поиск информации в различных источниках) ребенок знакомится с методами, необходимыми для исследования, наблюдения, анализа, эксперимента, учится конструировать свои знания, проектировать свою деятельность, транслировать результаты своей деятельности. Все это поможет в дальнейшем ему эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в повседневной жизни, при изучении школьных дисциплин. Коммуникативный компонент включает в себя средства, способствующие развитию коммуникативных способностей детей, профилактике негативных эмоциональных состояний. Условием полноценного развития младших школьников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В соответствии с поставленными целями и видами деятельности на занятиях используется несколько форм общения педагога и ребенка: - деловое общение, в которое вступает ребёнок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми развивает у ребёнка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты; - познавательное общение с педагогом по поводу волнующих ребёнка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей; - личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребёнок делится с педагогом своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребёнка, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий. Разнообразить практику общения педагога с каждым ребёнком может использование нескольких моделей взаимодействия: - по типу прямой передачи опыта, когда педагог учит ребёнка новым способам действия; - по типу равного партнёрства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности; - по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в решении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают ему советы и т.п. В младшем школьном возрасте ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В соответствии с этими особенностями в содержание занятий включены упражнения и игры, способствующие профилактике негативных эмоциональных состояний, снятию нервного и физического напряжения, утомляемости, развитию произвольности психических процессов и поведения. Социально-поведенческий компонент предполагает создание условий для осознанного восприятия социального опыта взаимодействия с окружающей действительностью. Он призван воспитывать экологическое мировоззрение и культуру поведения в различных сферах жизни. Специально организованные ролевые игры, связанные как с продуктивной деятельностью, так и со сферой общения, дают возможность детям почувствовать себя взрослыми в привычной игровой деятельности, научиться совершать выбор, принимать решения, соответствовать социальной роли. Данный компонент программы призван способствовать развитию нравственных качеств личности: дружба, взаимопомощь, забота, сострадание; формировать потребность в общении; способствовать сплочению коллектива; развивать умение ориентироваться в новой социальной среде; осваивать новые социальные роли. Ценностный компонент направлен на интеграцию ребенка в культурную среду разных стран, нашей страны, родного края, нашего города, развитие любви к родному краю, приобщение к культуре и традициям своего народа. Через погружение в историческое и научное наследие человечества, изучение достопримечательностей и знаменательных событий, ребенок перенимает общечеловеческие и нравственные ценности. Решается еще несколько задач: - формировать нравственные нормы, принятые обществом, учить действовать сообразно с ними; - воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за свои слова и поступки; - развивать толерантность и бережное отношение ко всему живому. Содержание программы разбито условно на 20 тематических разделов. Все тематические разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Теоретические и практические занятия по программе связаны с использованием компьютерной техни¬ки и мультимедийного обеспечения. Программа ориентирована на использование широкого комплекса наглядности и предусматривает применение новых информационных технологий. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме¬ния работать в команде и индивидуально, планировать и выполнять творческое задание. Данная программа также отличается следующим: • Программа адаптирована к условиям дополнительного образования и дополнена новым содержанием в соответствии с приоритетностью интеллектуального и компетентностного развития обучающихся, по сложности программа интегрированная, так как происходит подача учебного материала из разных областей знаний, а практическая работа предусматривает развитие как общедеятельностных, так и специальных умений. • Программа имеет элементы социально-адаптивной направленности, так как развитие личностных и психологических новообразований непосредственно связано с успехами будущего обучения и самообразования, творческой и интеллектуальной реализации детей. • Структура программы - спиральная, материал расположен последовательно по учебным блокам, с повторениями и возвращением к пройденному материалу. Каждая последующая тема содержания опирается на ранее полученные знания и умения, активизирует познавательные интересы обучающихся с целью их дальнейшего совершенствования. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 10 лет. Обучающиеся в этом возрасте способны на высоком уровне выполнять предлагаемые зада¬ния, что определяется возрастными изменениями. У младшего школьника увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов, он проявляет собственную активную позицию к языку, легко овладевает звуковым анализом слов, прислушивается к звучанию слов. Потребность младших школьников в общении определяет речь. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно формируется произвольное запоминание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В 7 лет воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступа¬ет слово, дающее простор фантазии. 7-9 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от успехов в обучении, но и от особенностей общения педагога с детьми. Обращение с ребенком, как со взрослым обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Высока потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Сроки реализации образовательной программы: 2 года обучения. Формы занятий: коллективные (знакомство с новым материалом), групповые (викторины, создание творческих работ), индивидуальные (самостоятельная работа). Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и ТСО. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия, повторение пройденного материала в игровых упражнениях или опросах, ознакомление с новым материалом при помощи мультимедийных презентаций, видеороликов, решения проблемных ситуаций, исследовательско-поисковой деятельности, опытов и экспериментов. То есть теоретические сведения обучающиеся получают в активной деятельности. Большее количество времени занимает практическая часть – создание разнообразных творческих продуктов в различных видах деятельности (рисование, сочинение сказок, ручной труд, инсценировки, работа над проектом). Практические задания предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа (коллективно)) в зависимости от целей и особенностей деятельности. Это позволяет воспитать у обучающихся учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками. Каждое занятие обязательно включает паузы для отдыха (релаксационные упражнения, игры на профилактику негативных эмоциональных состояний, способствующие сохранению здоровья и психологического благополучия детей). Паузы для отдыха позволяют детям расслабиться и разграничить занятие на структурно-смысловые части. Содержательную сторону пауз педагог определяет самостоятельно, исходя из потребностей обучающихся и темы занятия. Паузы для отдыха могут включать пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, психогимнастику, физические упражнения разной степени активности (за столами и вне их); могут быть отданы для полного расслабления детей. В основном паузы для отдыха играют положительную роль в освоении программного материала, так как напрямую связаны с темой занятия. Большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению детьми поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверки правильности решения. Обучение детей строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дидактические игры и игры состязательного характера несут эмоциональную окраску и создают для детей ситуацию успеха. В содержание занятий включены специальные методы, способствующие гармонизации развития личности, диагностике и коррекции негативных эмоциональных проявлений, снятию закомплексованности, развитию уверенности в себе: -игротерапия, -арттерапия (рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия); - психогимнастика. Перечисленные методы являются специально организованным обучением способам самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: • овладение социально-поведенческими знаниями; • развитие способности познания себя и других людей; • формирование положительной «Я-концепции». Основная цель здесь — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Режим занятий. Программа рассчитана на 144 занятия ( 2 года обучения). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятия – 45 минут. Ожидаемые результаты освоения программы. Обучающийся будет знать об: устройстве мира, космосе, космических телах; растительном и животном мире разных континентов, водоемов, лесов и особенностях их жизни в соответствии с сезонными изменениями; сказках, детских книгах, способах работы с книгой; особенностях человеческого организма, способах сохранения здоровья; правилах поведения, особенностях различных профессий; символике, достопримечательностях, достижениях науки и культуры России, города Волжского. Обучающийся будет уметь: ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически и творчески мыслить; наблюдать, фиксировать увиденное, сравнивать, анализировать; оформлять и транслировать полученные знания работать индивидуально и в команде; Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: применять знания и умения в практической деятельности; решать нестандартные задачи, ориентироваться в новых условиях; совершенствовать свои коммуникативные умения, адаптироваться в социальной среде; снимать негативные эмоциональные состояния, заботиться о своем здоровье; проектировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, выступать публично. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: осознания и присвоения культурных, нравственных, общечеловеческих ценностей; потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом, определяемых социальными ролями; толерантности, доброжелательности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; гуманного, бережного отношения к окружающей природе (формирование экологической культуры); чувства ответственности за окружающую среду, неравнодушия, понимания себя как части целостного мира; стремления к познанию нового, самообразованию, самореализации, совершенствованию себя и окружающей действительности; устойчивого желания проявлять свои интеллектуальные и творческие умения в жизни. Способы проверки результатов освоения программы условно можно разделить на три группы: - диагностические методики ( проверка уровня развития мыслительных операций, личностных новообразований, коллективистских качеств, установок, интересов, эмоционального состояния, умения анализировать, коммуникативных умений); - деловые, ролевые игры, игровые упражнения, мультимедийные викторины, задания для самостоятельной работы (контроль усвоения знаний, умения применять знания в различных ситуациях, умения работать индивидуально и в команде, соблюдать правила, конструировать свои знания и проектировать свою деятельность); - творческие задания (изучения способностей и наклонностей обучающихся, проверки умения транслировать свои знания и умения в творческой деятельности). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № раздела Название тематического раздела. Количество часов Всего Теоретич. занятия Практич. занятия 1 год обучения. Введение в образовательную программу «Путешествие в страну Мудрецов» 1 1 1 «Земля – наш дом!» 3 1 2 2. «Красота вокруг нас!» 4 1 3 3. «Откуда в мире столько воды?» 5 1 4 4. «Жители подводного царства» 5 2 3 5. «Электричество вокруг нас» 4 1 3 6. «Сказки дремучего леса» 7 2 5 7. «Птицы - кто они?» 4 1 3 8. «Как живут животные?» 10 3 7 9. «В гостях у сказки» 17 5 12 10. «Русь, Россия, Родина моя» 11 4 7 Заключительное обобщающее занятие «Калейдоскоп знаний» 1 1 2 год обучения. Введение в образовательную программу «Если был бы Солнцем я!» 1 1 11. «Кто же я?» (о человеке, семье, доме) 8 2 6 12. «В гости к вежливому гному» 6 2 4 13. «Что чудесного в мире?» 8 4 4 14. «Звезды и звездочки» 8 3 5 15. «Кто это придумал?» 6 2 4 16. «Не о тебе ли эти книжки?» 8 2 6 17. «Особенные – значит интересные!» 6 2 4 18. «Будьте здоровы!» 8 1 7 19. «Такой город на свете один!» 6 2 4 20. «Какая бывает работа?» 5 2 3 Заключительное обобщающее занятие «Все на свете интересно!» 2 2 Итого: 144 43 101 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРА 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2005г. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем мышления», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2003г. 3. Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 4. Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 5. Завязкин О.В. « Играя, развиваем логику», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 6. Завязкин О.В. « Играя, развиваем воображение», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с. 7. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. 8. Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. — СПб.: Иматон, 1996. 9. И.В.Костинская. Исследователи природы.- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 2-е издание.- М.: Просвещение, 1997. 10. Никитин Ю.З., Никитина Е. Ю. «Сборник игр для детей», М. « Изд-во « Металл»,-1995г. 11. С.Н. Николаева, Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996. 12. С.Н. Николаева, Юный эколог.- Программа и условия ее реализации в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 1999. 13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль, 1996. 14. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками: Книга для учителей / Отв.ред. И.В.Дубровина.-Минск,1993/ 15. Н.А. Рыжова, Я и природа.- Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников.- М.: Линка-Пресс,1996. 16. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов 17. ( внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи).-М.,1993. 18. Тихомировап Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления.- «Гринго»,1995. Интернет-ресурсы: http://www.inventor.perm.ru/persons/index.htm http://nnm.ru/blogs/bear12345/chudesnye_izobreteniya_gerona_aleksandriyskogo/ http://vse-znat.ru/tayni_i_zagadki/blog.html http://vse-znat.ru/dostizheniya_chelovechestva/blog.html http://www.krugosvet.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F http://potomy.ru/ http://www.luchiksveta.ru/enziklop_katalok.html http://poznaiko.ru/ | |
Просмотров: 527 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |