Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Педагогические проекты

Экологический проект "Каждой пичужке по кормушке
СКАЧАТЬ (1.35 Mb) 27.03.2019, 01:56
Тяпкина Татьяна Алексеевна
воспитатель ГПД Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73"
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73



«Каждой пичужке по кормушке»
(социально-экологический проект)


Авторы проекта учащиеся 4 класса
Грудцына Алена и Архипов Иван

Руководитель проекта:
Тяпкина Т.А., воспитатель ГПД

Проект реализован учащимися 3 «А» класса в 2016-2017 учебном году

Информационная карта социального проекта
1 Наименование проекта «Каждой пичужке по кормушке»
2 Авторы проекта Грудцына Алена и Архипов Иван учащиеся 3»А» класса ГКОУ СКОШИ №73
3 Целевая группа Для учащихся, педагогов и родителей.
6
7 Сроки выполнения проекта Ноябрь 2016– март 2017
8 Контактная информация Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73
Адрес: 117638 Москва, Нахимовский проспект, дом 6
9 Руководитель проекта Тяпкина Татьяна Алексеевна
Тел. 8(926)308-09-79
Эл почта tyapkina1960@mail.ru

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Наша школа-интернат находится на Нахимовском проспекте, территории с очень загрязненным воздухом. Но при школе есть чудесный парк, где много деревьев, птиц и даже белок. Особенно много птиц в нашем школьном парке весной. А вот зимой…
К сожалению, много птиц погибает от голода во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова.
Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Но самое опасное время для птиц — в конце зимы и начале весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху. Каждая кормушка, до появления проталин и первой зелени,- это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале... От голода.
Как сохранить птиц, которые и насекомых-вредителей уничтожают, и своим щебетаньем радуют.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Изучение литературы и наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
Предположим, что если зимой подкармливать птиц, то их погибнет гораздо меньше.
Цель поекта:
Мы выбрали этот проект, чтобы больше узнать о состоянии зимующих птиц в нашем школьном парке и помочь птицам в зимний период.

Задачи:
1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.
2. Определить, чем питаются птицы зимой.
3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.
3. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

1. План работы над проектом.
• Довести до участников проекта важность данной проблемы;
• Совместное составление плана работы над проектом.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
• Изготовление кормушек и сбор корма.
• Развешивание кормушек для птиц на территории школы.
• Уход за кормушками, подкормка птиц, наблюдение за птицами.
• Подведение итогов проекта.

5. Основные риски от внедрения проекта:
Риски Пути их преодоления
Кормушки могут быть испорчены другими учащимися Призыв к бережному отношению к объектам природы.Повышение эффективности воспитательной работы: проведение акций, собраний, бесед по охране окружающей среды.
Кормушки могут быть испорчены метеоусловиями. Принять меры для безопасного расположения изготовленных кормушек.
Отсутствие учащихся в школе-интернате в зимние каникулы Обращение за помощью к охранникам школы. Они всегда на посту и могут положить корм в кормушки в отсутствие учащихся.

6. Этапы реализации проекта:
Содержание работы Срок
Тематические прогулки в школьном парке, наблюдение за птицами ноябрь
Чтение и обсуждение книг о птицах (приложение 4). Ноябрь-февраль
Подготовка плаката с призывом к сохранению природы и ее обитателей. »(приложение1). ноябрь
Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы. декабрь
Привлечение родителей , заинтересованных решением данной проблемы, которые смогли бы помочь с изготовлением кормушек. декабрь
Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы-интерната. Декабрь-январь
Сбор корма. Уход за кормушками. Оформление памятки (приложение 2). Декабрь-февраль
Наблюдение за птицами. (приложение 3). Декабрь-февраль
Подведение итогов проекта. фототчет (приложение 5).

Дальнейшее развитие проекта.
Февраль

Краткая аннотация содержания проекта

В октябре 2016 года мы с классом были на экскурсии в Экоцентре и получили необычное задание,- разместить в своей школе плакаты «Покорми птиц зимой».
И тогда мы задумались: «А что мы сами можем сделать для птиц?»

I этап – подготовительный
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

Начиная с ноября 2016 года мы, тогда ещё учащиеся 3 «А» класса, приступили к сбору информации о зимующих птицах школьного парка
В нашем школьном парке зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, клесты, дятлы. Нам захотелось узнать подробнее о каждой птице. С помощью интернета, на страницах книг мы рассмотрели фотографии птиц, узнали об особенностях их зимовки. Вот, что мы узнали:
Зимующие птицы могут переносить холода. Например: дятел прячется в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не пропускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.
Но чтобы выжить в морозы птицам нужны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

II этап – основной (практический).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Мы привлекли своих одноклассников к оказанию помощи птицам. Основная работа проводилась в ГПД во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности: изготовление кормушек, сбор и раскладывание корма по кормушкам, наблюдение и т.д.,.

1 Изготовление плаката «Помогите птицам»: подбор картинок, стихов о птицах, художественное оформление плаката размещение его вместе с листовками Мосприрода на школьном стенде.

2. Изготовление кормушек. (Приложение)
Вместе с одноклассниками сделали кормушки и развесили их. Заготовили корм. И стали наблюдать.
Первыми кто был замечен в кормушке, это воробьи. Воробьи зимой стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов и под крыши сараев.
Воробьи питались в кормушке, котораявисела плотно к дереву. Они любят кормушки, которые не раскачиваются на ветру, они пугливые, но очень хулиганят в ней.
Затем начали прилетать синицы. Синицы вели себя на кормушке культурно, не спеша, не толкаясь. Их не пугают качающиеся кормушки, поэтому они питались в деревянной и картонной кормушках.
Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями, но прилетали они, когда мы были далеко или совсем уходили . Птицы, видимо, очень пугливы, но умны и осторожны.
3. Подкормка птиц.

Во время прогулки учащиеся нашего класса каждый день бежали проверять кормушки – очищали их от снега и наполняли их кормом. Во время подкормки мы выполняли правила поведения возле кормушек: громко не кричать , не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Мы узнали, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам и что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна постоянная поддержка.
Подкармливая птиц, мы наблюдали и узнали, что: почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы. Но они не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием. Пшено и просо – любимая еда воробьев. Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц. А снегирей на наших кормушкахмы видели только один раз, хотя ягоды рябины мы для них оставляли постоянно .

Результаты исследования:
Теперь мы знаем зимующих птиц нашего парка и можем определить их по внешнему виду.
Вывод: зимующие птицы - постоянные гости кормушек и нужно уметь правильно их подкармливать.
Наша гипотеза подтвердилась:
Остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной птиц будет больше и мы будем слушать их дивное пение.

III -Заключительная часть.
Задачи: во время прогулки наблюдать за поведением птиц прилетающих к кормушке.
Используя свои наблюдения и наблюдения ребят мы сделали следующие выводы:
1) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду
2) Птицы довольно успешно могут перезимовать в том случае, если вокруг много подходящего корма
3) В нашем парке зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы; прилетают из леса покормиться снегири.
4)Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Наша гипотеза подтвердилась:
При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся
Результат проекта.
• Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.
• Подключение к проекту учащихся других классов и педагогов.
• Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
• Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
• Мы решили продолжить заботиться о птицах и провести весной экологическую акцию: « Скворушка»
Социальная оценка результатов реализации проекта
• План проекта был полностью реализован. Доброе дело не прошло незамеченным. К проекту подключились учащиеся других классов и педагоги. Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность участников проекта. Это нашло отражение и в устных отзывах работников учреждения. Активные участники проекта были награждены грамотами.
Заключение:
Подводя итоги проекта, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
4. Экологические проекты помощи зимующим птицам можно и нужно проводить каждый год, подключая к этой работе всю школу.
9. Приложения
Приложение 1.
Листовка – обращение.

Приложение 2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
7. Нельзя давать птицам чёрный хлеб и соленое сало.
Приложение 3.
Таблица наблюдений за зимующими птицами
Птица Кормушка Корм Способ употребления
Голуби, воробьи Устойчивая, крепкая любой Клюют у кормушки

Синица Маленькая, не доступная голубям Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало геркулесовые хлопья, сырое мясо Берет по зернышку долбит на дереве, зажимая лапками
Снегирь Бусы из фруктов, семян, удаленные кормушки Рябина, калина, просо овсяная крупа, семена подсолнечника Клюет очень аккуратно, не сорит
Ворона Площадки на земле Остатки пищи Ест жадно, никого не боится
Дятел Любое полено семена тыквы и подсолнечника Ворует из любых кормушек
Приложение 4.
Книги, которые мы прочитали и советуем прочесть вам!
• Бианки В. «Синичкин календарь»
• Воскресенская З.«Петя-пересмешник»
• Пришвин М. «Говорящий грач»
• Снегирев Г. «Про птиц»
• Барто П. «Птичий хоровод»
• Павлов Б. «Кто поет в зимнем лесу»
• Барков А. «Мои друзья»
Приложение 5 .
Фотографии с проекта






10. Литература

1. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
2. Книга для учителя «Мы дети природы» – ГУИПП « Полиграфист», Ханты - Мансийск, 2003.
3. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222с.

Ресурсы Интернет:
http://allforchildren.ru/birds/bird24.php - юный натуралист, орнитолог.
http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm - атлас определитель птиц.
Категория: Педагогические проекты | Добавил: tyapkina1960
Просмотров: 847 | Загрузок: 24 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: