Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Педагогические проекты |
Проект для детей средней группы «Чудо дерево»
06.04.2019, 08:19 | |
Ряписова Екатерина Петровна воспитатель 1кв.категории МДОУДСКВ "Радуга" ДС "Росинка" | |
детский сад комбинированного вида «Радуга» детский сад «Росинка» Проект для детей средней группы «Чудо дерево» » Составители: воспитатель 1 категории Ряписова Е.П Пояснительная записка Первым материалом, обработку которого освоил человек, является древесина. Именно из дерева делались первые орудия труда, строились жилища, деревянные городки и даже крепости. Дерево также хорошо шло на изготовление посуды и других предметов домашнего обихода. Свое мастерство и секреты ремесленники передавали из поколения в поколение, они всегда пользовались уважением среди жителей городов и деревень. Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека. Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: краткосрочный - (1 месяц). Участники проекта: дети, педагоги, родители. Предмет изучения: поделки из дерева Цель проекта: Расширить представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. Задачи: • Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей • Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни • Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность • Активизировать совместную деятельность родителей и детей. Предполагаемый результат: • Обогащение ППРС в группе • Развитие творческих способностей. Продукты проекта: 1. Мини-музей "Чудо дерево" 2. Изготовление поделок из деревянных палочек от мороженого. 3. Рисунки, выполненные деревянными пробками . Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана). 2. Основной (реализация плана проекта). 3. Заключительный (подведение итогов). Содержание проекта. Этапы реализации проекта Мероприятия проекта Подготовительный изучение методической литературы по данной теме, подбор информации из разных источников определение места расположения мини-музея планирование экспозиции подбор экспонатов привлечение родителей к созданию мини-музея Основной 1 неделя: Знакомство с музеем: название, экспонаты музея. Экскурсия в «Зимний лес». Наблюдение во время прогулки за деревьями, растущими на приусадебном участке. 2 неделя: Чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза». Экспериментирование: «Дерево и его свойства». 3неделя: Изготовление театра зверей на палочках от мороженого. 4неделя: Рисование на тему «Снеговик» (нетрадиционное рисование пробками, ватными палочками). Заключительный Пополнение мини-музея детскими работами. Проведение экскурсии в мини-музей для родителей. Фотоотчет для родителей на сайте группы. Приложения проекта 1 неделя . Знакомство с музеем: название, экспонаты музея. Цель: Познакомить детей с различными видами деревянных изделий. Ход: Ребята, сегодня мы посетим открывшийся мини-музей "Чудо-дерево" и познакомимся с экспонатами нашей выставки. Береста. Слово "береста" обозначает наружный слой коры березы, или подкорье. Снаружи она твердая и белая, а внутри - коричневая и достаточно упругая. Он отличается: пластичностью; гигроскопичностью; небольшим весом; простотой обработки; доступностью . Бурак. Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты. Другое название бурака - туес. Бураки, благодаря уникальным свойствам бересты являлись необходимым предметам каждой семьи. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Продукты в берестяных изделиях дольше остаются свежими, а еда сохраняет температуру. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Устройство бурака напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. Основой берестяного бурака является "сколотень" - внутренний неразрезанный слой бурака цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты - рубашка закреплял на бураке обручи, держащие донце и крышку. Рубашку бурака изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом - "замком" или сшивали и украшали. Лукошко (корзина из бересты) Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Домик из бересты и веточек Сам сруб сложен из деревянных веточек средней толшины, а крыша сделана из бересты. Шкатулка резная Для изготовления шкатулок используют различную древесину. Выпиливание лобзиком позволяет создать конструкции различной конфигурации. Для декорирования используют резьбу или роспись. Среди популярных вариантов стоит выделить: -Липа. Сердцевина имеет мягкую и однородную структуру. Древесина не трескается и не коробится. Также материал легко поддается резке, что позволяет выполнить чистые кромки. -Кедр. Древесина этой породы можно легко резать в любом направлении. -Сосна или ель. Материал используется крайне редко. Это связано с тем, что древесина имеет многочисленные сучки. Но достоинство материала заключается в пластичности, что позволяет легко выполнить геометрическую резьбу. -Можжевельник. Древесина легко поддается распилу и шлифовке. Кухонные принадлежности (доска разделочная , толкушка, скалка, лопаточка, конфетница). В основном из древесины изготавливаются разделочные доски, скалки, хлебницы, лопатки, молотки для отбивания мяса, длинные ложки для помешивания варева, солонки, банки и контейнеры для хранения сыпучих продуктов, кадки и бочки под вина и соленья. Деревянная посуда абсолютно безвредна и даже полезна: обладает бактерицидными и тонизирующими свойствами. Изготавливают деревянную посуду из таких древесных пород как осина, берёза, можжевельник, лиственница, кедр, клён, вяз, бамбук и гевея. Для заготовки используется нижняя часть ствола, корневище или кап. При этом дерево непременно должно быть свежесрубленным - лежалое приобретает затхлый запах. Экологичность, простота и возможность использования в качестве декора делают посуду из дерева привлекательной. Ложковый театр Ложечки изготовлены из натурального цельного дерева, без использования клея; с любовью расписаны стойкими акриловыми красками и покрыты не таксичным, качественным лаком. Персонажи могут использоваться в различных постановках. Матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно - три и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. Ложка Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи. История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором. Сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Бижутерия . Ещё в далёком прошлом люди носили деревянные украшения не только для красоты, но и в качестве талисманов, оберегов, способных лечить от разных болезней. Дерево - живой, теплый, натуральный материал, который может передать свою энергию человеку. Сегодня деревянная бижутерия и аксессуары снова в моде. Сегодня деревянная бижутерия уже не ассоциируется с бабушкиными можжевеловыми бусами, а выглядит стильно и красиво! Картина на спиле дерева Картины на спиле дерева привлекают простотой и словно возвращает нас в далекие времена, когда люди писали на березовой коре и делали зарубины на дереве. Различные диаметры и формы спилов, рисунки годичных колец в умелых руках превращаются в настоящие произведения искусства. Лыко (мочало) - это лубяная часть коры молодой липы и других лиственных деревьев. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари. Мочало более мягкое и получают из более молодых липок, а лыко- более жесткое , из взрослых деревьев. Из лыка в старину плели лапти и грубые рогожи, а также толстые веревки, использовали вместо тряпки для натирания полов. Из мочала делались мочалки для бани, мытья посуды, плели более тонкие и мягкие веревочки. Мочальные ленты использовались для подвязки растений (помидор и огурцов) в огороде. Лапти -обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия». Экскурсия в «Зимний лес». Цель: закреплять знания о деревьях, растущих на участке. Ход: Ребята, давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, куртки, тёплые шапки, валенки, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес. Воспитатель: Как красив и загадочен дремлющий лес, окутанный в белоснежные, сверкающие одежды! Войдем в его царство. Какого все здесь цвета? (дети: Все белое!) Воспитатель: Правильно! Все белым бело! Посмотрите везде белые сугробы, деревья оделись в белый наряд. Зимний лес в объятиях тишины Задремал, укутав ветки снегом. Будет спать спокойно до весны, Он теперь под серебристым небом. Как он нынче сказочно хорош В белоснежном праздничном убранстве! Он и вправду, кажется, похож На хрустально-ледяное царство. Воспитатель: Дети, я не узнаю этот лес. Куда же мы попали? Что это за дерево? ( дети: Береза.) Воспитатель: Как вы её узнали? (дети: У березы белая кора с черными пятнами.) Воспитатель: Верно. Рассмотрим ветви березы. Какие они? У березки очень много тонких веточек и они кажутся пушистыми, нежными, как легкий, воздушный узор на голубом небе. Взгляните на них, не правда ли красиво? Ребята, отгадайте загадку: В лесу деревьев разных много. Но каждый раз под Новый год Все дети водят хороводы Под тем, что праздник всем дает. (дети: Елка.) Воспитатель: Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему? (дети: Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные и они не опадают как у березы.) Воспитатель : Правильно, лиственные деревья сбрасывают листья, а хвойные нет. А какие еще хвойные деревья растут на нашем участке. (дети: Сосна) Воспитатель: Чем она отличается от ели? ( дети: У неё иголки длиннее) Воспитатель: Правильно, у сосны длинные иголки и она очень пышная. А у елки коротенькие иголочки и она стройная. А какие деревья и кустарник вы еще узнали? Ведь это не просто, когда на них нет листьев. (дети отвечают) Воспитатель: Молодцы! Вы очень наблюдательные. (Дети вместе с воспитателем рассматривают кустарник сирень. Вспоминают, чем кустарник отличается от дерева.) Воспитатель :Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу.(дети: Понравилась!) Воспитатель: А что нового вы узнали? (дети отвечают) Воспитатель: Вы молодцы, вы очень наблюдательны! Наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад, но мы не прощаемся зимним лесом , мы говорим ему .. . ( дети: До новых встреч!) 2 неделя: Чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза» Цель: Научить детей внимательно слушать стихотворение , передать смысл текста. Ход: Воспитатель: Недавно мы с вами ходили на экскурсию в зимний лес и любовались им. О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России! Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Воспитатель: О чем написал поэт в своем стихотворении? (ответы детей) Воспитатель: Какими словами описал березу С.Есенин в своем стихотворении?(ответы детей) Воспитатель: Кто запомнил, как красиво описал поэт снег на ветках: Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Воспитатель: Давайте еще раз послушаем стихотворение. Повторное чтение стихотворения. Экспериментирование. «Дерево и его свойства» Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах. Ход: Воспитатель: Послушайте внимательно загадку. Его весной и летом. Мы видели одетым. А осенью с бедняжки. Упали все рубашки. (Дерево) - А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный). - Какие предметы делают из дерева? Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева". - Какую ещё пользу приносят деревья? (Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.) ОПЫТ 1. «Дерево горит» Воспитатель: Из чего сделаны спички? (Из дерева.) - Почему их нельзя брать детям? (Можно обжечься, может быть пожар и т. д.) Воспитатель зажигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево. - Что произошло с деревянной спичкой? (Она сгорела.) ВЫВОД: Дерево горит. ОПЫТ 2. «Дерево не прозрачное» Воспитатель: Посмотрите у меня 2 стакана. Какие они? (Деревянный и стеклянный.) Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в каком стакане виден шарик, а в каком - нет? (Ответы детей.) - Почему в деревянном стакане шарик не виден? (Ответы детей.) ВЫВОД: Дерево непрозрачно. ОПЫТ 3. «Дерево не тонет» 2 лодки бумажная и деревянная. Воспитатель: Ребята, мишутка собрался поплавать на лодке, а какую выбрать из них не знает, давайте ему поможем разобраться. (Дети предлагают версии, проверяем их.) - О каком же свойстве дерева мы узнали? (Ответы детей.) ВЫВОД: Дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде. ОПЫТ 4. «Дерево удерживает тепло». Ложки деревянные и металлические Воспитатель: У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? (Ответы детей.) ВЫВОД: Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло. - Дерево легко поддаётся обработке, поэтому из него делают разные поделки. (Рассматриваем деревянных изделий.) Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты? 1. Дерево горит. 2. Дерево не прозрачное. 3. Дерево не тонет. 4. Дерево удерживает тепло. 5. Из дерева делают разные поделки. Оно легко поддаётся обработке. 3неделя: Изготовление театра зверей на палочках от мороженого. В театральный уголок для нашей группы родители сделали из дерева ложковый театр, а нам с ребятами пришла идея самостоятельно смастерить "театр зверей на палочках от мороженого". Из такого бросового материала, как палочки от мороженого можно создать невероятные поделки. Для создания такого театра нам понадобились: полочки от мороженого, гуашь, бесцветный лак, пуговки, цветной картон, клей. Шаг 1. Раздаю детям палочки и гуашь соответствующую цвета животного, которого ребенок хочет потом получить. Ребята раскрашивают палочки. Шаг 2. Когда палочки высохнут, покрываю их бесцветным лаком. Шаг 3. Дорисовываю или приклеиваю элементы животных- ушки, глазки, носики , т.к ребятам еще сложно работать с мелкими деталями. Вот и всё - "Театр зверей на палочках от мороженого " готов и можно начинать игру! 4 неделя: Рисование на тему «Снеговик . Ход. Воспитатель: Ребята, cкажите, какое сейчас время года? - Чем радует нас зима? Снег - какой?(ответы детей) (Воспитатель читает стихотворение) Снег идет. Под белой ватой, Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята – Здравствуй, зимушка-зима! Воспитатель: Когда в наши края приходит зима, когда снег покрывает землю пушистым, белым ковром все взрослые и дети, весело проводят время, они строят из снега горки, катаются на санках и лепят весёлых, смешных снеговиков. Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге, встретила снеговика, но он был не весёлый. Снеговик стоял один и был очень грустный, мне так стало его жалко. (Воспитатель ставит на стульчик игрушку снеговика.) Посмотрите, а вот и снеговик, которого я встретила утром, он очень хотел подружиться с вами. Как вы думаете, почему снеговик такой грустный? А мы можем помочь снеговику? Давайте поможем поднять настроение Снеговику и нарисуем ему много друзей. Ты согласен Снеговичок, чтобы дети нарисовали тебе друзей? Снеговичок: Да, конечно! Буду только рад! Воспитатель: Мы посадим тебя на столик, и ты посмотришь, как дети будут рисовать. (Воспитатель предлагает детям сесть за столы.) Воспитатель: Посмотрите, на столах у вас лежит необычный набор для рисования: тонированный лист бумаги, гуашь, деревянные винные пробки, ватные палочки и салфетки. Эти материалы мы будем использовать на рисовании. Сейчас я вам покажу, как рисовать снеговика. Воспитатель: Прежде, чем начать работу, мы разомнем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика.) Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем - совсем не сладкий Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним. И … сломаем. А теперь принимаемся за работу. ( Воспитатель показывает поэтапно, как можно нарисовать снеговика с помощью деревянной винной пробки- прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу) Дети приступают к рисованию. Воспитатель : Снег мы дорисовываем ватными палочками- опускаем палочку в гуашь и наносим пятнышки, точки на бумагу.(показывает способ нанесения рисунка) Руки у снеговика нарисуем ватными палочками. Нарисуем снеговику метелочку и нос - морковку, а также глаза, брови. И конечно нарисуем снеговика веселым. Воспитатель: Молодцы ребята, какие у вас получились интересные, веселые снеговики! Снеговик очень рад, что у него появилось много друзей и предлагает с ним поиграть! Физкультминутка. Снеговика лепили дружно! Нос морковкой ему нужно! Руки ветки, шляпу ковш… Снеговик у нас хорош! Солнце выглянуло в миг. Улыбнулся снеговик! Ребята, снеговику пора возвращаться на улицу. Давайте подарим ему друзей, которых мы нарисовали, чтобы он не скучал. Снеговик: Спасибо, ребята! До свидания! До встречи на улице… | |
Просмотров: 1590 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |