Главная » Библиотека » Конкурс "Методическая копилка" » Внеклассные мероприятия |
Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.
![]() | 06.05.2019, 23:06 |
Семенова Наталья Анатольевна воспитатель ГОБОУ "АШИ №9" Новгородская область Хвойнинский район деревня Мякишево | |
Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. К сожалению учащихся, с девиантным поведением с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. Deviatio - отклонение). Отклоняющееся поведение это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием, учреждения и опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющее поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют: а) биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.); б) психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка; в) социально-психологические факторы они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Анализ семьи и ее воздействие на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей. г) социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и как следствие, социальную напряженность. д) морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности. Таким образом, девиантное поведение представляет как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическая реабилитация. Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации: - принимайте ребенка таким, каков он есть; - предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности; - расширяйте кругозор ребенка; - включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле; - игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и педагогов. Объяснением – подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением – если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу. Если ребенок испытывает страхи принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему, возможность измениться; развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и внимание; с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх; заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Если ребенок лжет, следуйте таким правилам: чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки; если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи; найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему; не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку. | |
Просмотров: 573 | Загрузок: 9 | |
Всего комментариев: 0 | |